Больше, чем просто яхта
«За исключением памятников архитектуры, у каждого здания есть определенная функция – по крайней мере, мы на это надеемся. Яхта это не что-то полезное, это “кристаллизация” детской мечты. Предмет, рожденный сентиментальным воображением, но построенный с использованием самых высоких технологий. Это парадокс», – размышляет в интервью изданию Wallpaper Филипп Старк. В 2008 году он спроектировал моторную яхту «А» для российского миллионера Андрея Мельниченко, а в 2012 году стал автором проекта 79-метровой суперяхты «Venus» для Стива Джобса. Эти проекты он рассматривает как технологическую лабораторию, где решаются тысячи проблем. Когда эти решения найдены, их можно применять в проектировании чего угодно, от бытовых мелочей до архитектуры.
В этом материала рассказываем, как именитые дизайнеры и архитекторы осваивали новую для себя сферу и строили яхты, визуальный облик которых становился воплощением их творческого метода.
Деревянная яхта Фрэнка Гери
Над проектом полностью деревянной парусной яхты Гери работал вместе с гениальным архитектором яхт Германом Фрерсом. 86-летний американец проектировал яхту для себя (первые эскизы он начал рисовать в 2008 году) и так боялся увлечься процессом, что просил Фрерса: «Пожалуйста, не дай мне сходить с ума, лодка все-таки должна быть не только оригинальной, но и практичной». Похоже, мечтой о мореплаваниях Гери грезил давно: к образу парусов он ссылается во многих проектах, включая Музей Гуггенхайма в Бильбао и Музей Фонда Louis Vuitton в Париже. Главная особенность спустившейся на воду в 2015 году «Foggy» (название яхты – акроним Фрэнка Оуэна Гери) – изобретательные стеклянные вставки, которые позволяют солнечному свету проникнуть внутрь деревянного корпуса. Над судном работала компания Brooklin Boat Yard. Они сделали яхту не только красивой, но и надежной, чтобы она смогла участвовать и в полноценных гонках тоже.
Суперяхта Захи Хадид
Поработать над проектом суперяхт Заху Хадид пригласили гамбургские судостроители Blohm + Voss – именно они работали над созданием яхты «А» Филиппа Старка. Концептуальный проект серии из пяти яхт Unique Circle Yachts представили в галерее Дэвида Гилла в Лондоне в 2013 году. Самый впечатляющий элемент дизайна абсолютно белых лодок – извилистый панцирь, который накрывает 90-метровый корпус. Он будто сплетен из подвижных на ветру лент – Хадид играет с формами и объемами, как с пластилином, «оживляет» их. «Каждая яхта — это инженерная платформа, которая интегрирует гидродинамические и структурные требования вместе с высоким уровнем комфорта, качества и безопасности», – сказала тогда о своей работе архитектор. Blohm + Voss, в свою очередь, назвали яхту «идеальным холстом для воплощения на нем эстетики Хадид».
Отделанная кожей яхта Foster + Partners
20-метровую яхту Alen 68 дизайнеры Foster + Partners проектировали для турецких судостроителей Alen Yacht. У яхты – обтекаемая форма и сдержанный дизайн. Вместо удивляющих своей нестандартностью решений дизайнеры использовали роскошные материалы в утонченной палитре: выбеленный дуб, белый оникс и белую кожу, которой обтянуты стены внутри корпуса. Кроме того, дизайнеры продумали черный навес, который можно растягивать над гостиной на палубе, чтобы плохая погода не мешала досугу – совсем как у спортивных автомобилей. Комфортно на лодке может разместиться до 12 гостей.
Гоночная яхта Константина Грчича
Над проектом черной гоночной яхты немецкий дизайнер работал вместе с британским шкипером Алексом Томсоном, в копилке которого два мировых рекорда, и французским архитектурным бюро VPLP design. Ультрасовременная яхта IMOCA60 Hugo Boss (модный бренд спонсирует мореплавателя) была спущена на воду в сентябре 2015 года. Она заслуженно рассматривалась в качестве одной из главных претенденток на победу в кругосветной гонке Vendée Globe 2016/2017 и полностью оправдала свой статус. Алекс Томсон, который управлял лодкой, лидировал до момента столкновения с неизвестным объектом, но даже несмотря на это финишировал вторым. «В спорте важны точность и эффективность, но они напрямую связаны с элегантностью и красотой», – говорил Грчич. Дизайн судна он проектировал вместе с Томпсоном, ведь тому предстояло провести на лодке почти три месяца. Вместе им удалось сделать лодку очень легкой и быстрой.
Парусник Джона Поусона
Архитектор-минималист Джон Поусон придерживается своих принципов во всем. В сотрудничестве с известным корабельным инженером Лукой Брента он разработал дизайн шлюпа B60 с 18-метровым корпусом из углеродного волокна и лаконичным дизайном. Обтекаемая форма корпуса контрастирует с традиционным треугольником паруса, технические и эстетические качества экстерьера шлюпа гармонично сочетается с элегантным решением каюты. Главной целью проекта, по словам архитектора, было создать яхту для дневного плавания, больше для отдыха, чем для соревнований, но все же с максимальной маневренностью. Этот проект не столько про роскошь (понятие, которое обычно сопровождает разговоры о яхтах), сколько о гармонии с морской стихией и элегантном минимализме, уместном как на суше, так и на море.