Фабрика талантов: как Винзавод развивает и поддерживает современное российское искусство
Вот уже на протяжении 15 лет ЦСИ Винзавод остается одной из главных площадок для знакомства с необъятным миром современного искусства, а для авторов — отличным трамплином в профессиональную среду. До 14 сентября центр принимает заявки от кураторов и независимых объединений на реализацию проекта в одном из своих пространств — Акцизном зале, Бродильном цехе, Винтажном зале, на территории Большой площади и Зеленого Ангара. Вместе с командой Винзавода вспоминаем, как бывшая фабрика вин превратилась в модный арт-кластер, и кто из ярких героев художественной сцены прославился в его стенах.
Из винной фабрики в эпицентр творческой жизни столицы
«Это на дегустацию вин такая очередь?» — не праздный вопрос прохожего, оказавшегося перед табличкой «Винзавод»: водители такси, подъезжая к Центру современного искусства Винзавод, до сих пор спрашивают про сорта вин. Между тем прошло больше 15 лет с момента, когда закрылась фабрика вин и открылась фабрика искусства, поддерживающая и развивающая арт-индустрию и все, что рядом: музыку, дизайн, моду и, конечно, всевозможные практики в сфере визуального искусства.
ЦСИ Винзавод, сохранив оригинальное название места и связь с историческим объектом в наименованиях всех пространств (Бродильный цех, Акцизный зал, Цех Красного и Белого), открыл свои двери в 2007 году. Его основательница Софья Троценко задумывала место как точку сборки тенденций и явлений современной культуры on the cutting edge. Старт был яркий: под древними сводами тогда еще не отреставрированных подвалов Винзавода открылась выставка «Верю», ставшая важной частью истории современного искусства. Масштабная и предельно парадоксальная экспозиция объединила работы российских художников, среди которых были культовые имена — Дмитрий Александрович Пригов, Анатолий Осмоловский, Сергей Братков, Владимир Дубосарский, Андрей Монастырский и другие. Мощному проекту — мощный лидер: идейным вдохновителем и куратором «Верю» выступил самый провокационный и смелый современный художник, Олег Кулик.
Выставка «Верю»
Именно этот проект запомнился и как точка отсчета для самого Винзавода в статусе культурной институции, и как фактор роста видимости самого искусства и художников. После «Верю», например, Анатолий Осмоловский получил приглашение к участию в Documenta — авторитетной выставке, на которой он представил инсталляцию «Хлеба серия 1». Тогда же в декорациях «Верю» режиссер Сергей Соловьев провел съемки продолжения культового фильма «АССА» с участием Сергея «Африки» Бугаева.
Это был первый импульс: пространства, которые в прошлом служили зоной для промышленного производства, попали в центр внимания массовой культуры.
Спустя десять лет в Цехе Белого инди-группа «Самое Большое Простое Число» (СБПЧ) снимает клип на песню «У нас есть все». Действительно, у Винзавода есть все, чтобы искусство здесь прописалось навсегда.
Так в 2007 году Винзавод стал арт-кластером, новым эпицентром творческой жизни Москвы. И попадание в эпицентр — профессиональная удача для многих. Это не просто старт в профессии, ведь ЦСИ Винзавод — во многом про единомышленников; всех тех, кто как влюбленный агент Виктора Пивоварова живет в искусстве. Для всех, кто хотел бы попробовать себя в культуре, команда центра открыла те самые легендарные пространства для проектов разных форматов: от лекций и перформансов до выставок и фестивалей.
Зеленый Ангар: музыка
Рейв ЛУЧ II
Статус «самого музыкального» пространства можно смело отдать Зеленому Ангару: невозможно сосчитать, сколько диджей-сетов, музыкальных собраний и выступлений современных артистов прошло под крышей летней площадки Винзавода за 15 лет. Одно из любимых музыкальных воспоминаний команды центра — 11-часовой дневной рейв ЛУЧ II, организованный командой Resonance и брендом adidas Originals в 2018 году. Хедлайнером танцевального марафона выступил резидент берлинского клуба Berghain, музыкант Марсель Деттманн, а от российской техно-сцены — диджей Никита Забелин, основатель объединения и лейбла Resonance и резидент не менее легендарного московского клуба Mutabor. Гипнотические медитативные ритмы техно и хауса не растеряли с годами дух свободы и аутентичности, сравнимой с 80-ми в американском городе Детройт. Для музыки нет границ, она объединяет всех — именно это и произошло на Винзаводе во время ЛУЧ II.
Зеленый Ангар: мода
Шоу Crash Test бренда Волчок
Автомобиль, который на глазах у огромной аудитории вдребезги разбивают кувалдой, забыть сложно. Это был финал показа новой fashion-коллекции бренда Волчок в 2018 году. Модное шоу Crash Test тоже проходило под крышей Зеленого Ангара и отразило компоненты ДНК молодого российского бренда: дерзость, протест, смелость, свобода самовыражения и эстетика андеграундной субкультуры. Все это отзывается и в винзаводоском сердце.
Шоу Crash Test бренда Волчок
Основанный Василием Волчком в 2014 году и выросший из небольшого паблика ВКонтакте, бренд быстро вошел в число фаворитов среди адептов стритвира далеко за пределами Москвы. Предметы одежды из коллекций Волчка и сегодня работают как маркеры принадлежности к определенному комьюнити — независимых, творческих, дерзких. Ценностная философия Волчка идеально вписалась не только в постпромышленный ландшафт Винзавода, но и в глобальную концепцию центра по поддержке авангардных явлений современной российской культуры.
Бродильный цех: дизайн
Выставка «(Не)реально»
В 2021 году в рамках проекта поддержки образовательных инициатив Винзавод. Open, в котором приняли участие Институт БАЗА, ИСИ им. Иосифа Бакштейна, Школа фотографии и мультимедиа Родченко, Школа-студия МХАТ и Британская высшая школа дизайна, пространство Бродильного цеха общей площадью 500м² творчески переосмыслили студенты Школы дизайна РАНХиГС.
Образовательная концепция Школы дизайна упакована в названии-слогане выставки — «(Не)реально». По задумке кураторов название — это педагогическое кредо Школы дизайна РАНХиГС, «учить дизайнеров так, как учат художников», то есть нестандартно, неожиданно, небанально. Кроме того, выставка «(Не)реально» — это про экспериментальный авторский дизайн в противовес тому, что мы привыкли понимать под дизайном объектов бытовой среды.
Наконец, в выставке, объединившей достижения форсайт-мышления в графическом дизайне, заложен художественный конфликт: между объектами экспозиции и выставочным пространством. Концепция строилась на обыгрывании оптических эффектов и впечатлений иллюзии на фоне индустриального сеттинга в Бродильном цехе, сохранившего свой первоначальный облик с прошлого столетия.
Винзавод как квинтэссенция искусства
«Стопы», Дмитрий Гутов
Весь Винзавод как место равен универсуму стрит-культуры: неофициальное открытие центра состоялось во время первого фестиваля граффити и уличной культуры в 2006 году. С тех пор стрит-арт стал неотъемлемой частью локации: некоторым рисункам – например, работе авторства Вовы Nootk – более шести лет. Из относительно нового — масштабный мурал 2021 года Дмитрия Аске «Коллеги по цеху», который художник посвятил всем причастным к сфере искусства: коллекционерам, художникам, кураторам, искусствоведам.
Ирина Корина, инсталляции из проекта «Не только про тебя»
Пространства Винзавода подходят не только для уличного искусства, но и для масштабных художественных высказываний. Для своих гигантских инсталляций из проекта «Не только про тебя» художница Ирина Корина в 2018 году задействовала территорию Большой площади Винзавода, а также фасады прилегающих построек и даже кровли зданий. Из памятника промышленной архитектуры Винзавод на время превратился в искусственные водопады и скалы, а на крыше появилось гнездо. Декорация дикой природы эффектно дополнила зимний антураж и в очередной раз подчеркнула идею Кориной про «искусственность искусства».
Художник Олег Кулик и его перформанс
В 2016 году на территории Большой площади Олег Кулик выдувал и лепил облака со всеми желающими. Открытая лаборатория работала в течение дня — гости не только лепили, но и отпускали свои желания в облака. По словам Кулика, эта акция доказывала, что жизнь не зависит от политики и искусства, а важна сама по себе.
«Равновесие с небольшой погрешностью», арт-группировка «ЗИП»
Годом позже на Большой площади появилась архитектурная инсталляция арт-группировки «ЗИП» из Краснодара — работа «Равновесие с небольшой погрешностью», идеально продуманная с точки зрения экспозиции и оптики зрительского восприятия. Все желающие могли подняться на подъемнике на один уровень с абстрактной скульптурой вождя. Концепция строилась на том, чтобы, заглядывая власти в глаза и двигаясь вверх по вертикали, физически проживать и переосмыслять идею равенства.
История пространств Винзавода создается сейчас: опен-колл для кураторов и независимых объединений открыт до 14 сентября включительно. Ознакомиться с условиями участия и отправить свой проект можно на сайте.
Все фото: ЦСИ Винзавод.