Лучшее из отечественного искусства начала XX века: что смотреть на летней выставке в Музее русского импрессионизма
Галеристка Надежда Добычина — заметная фигура на российской арт-сцене 1910-х годов. Именно она основала одноименное Художественное бюро, ставшее главной площадкой для художников-новаторов того времени, и именно ей посвящена новая выставка в Музее русского импрессионизма. Кураторы экспозиции задумали первый проект в таком масштабе, исследующий личность Добычиной и ее вклад в развитие культуры страны. Рассказываем, что нужно знать перед походом на выставку, и знакомимся с ее яркими экспонатами.
О выставке «Выбор Добычиной»
Хотя сегодня имя Надежды Добычиной не на слуху у широкой аудитории, ее фигура сыграла весомую роль в формировании российского художественного рынка. Одна из первых в стране галеристок, коллекционер, организатор выставок и основательница собственного Художественного бюро – единственного подобного проекта в Петербурге, – она помогла многим признанным сегодня авторам показать свои работы профессиональной публике и арт-энтузиастам.
Деятельность Надежды Добычиной важна еще и в контексте времени: первые выставки открылись в бюро накануне Первой мировой войны, в 1913 году, а последняя экспозиция завершилась в 1919-м, то есть в послереволюционные годы. Команда Музея русского импрессионизма познакомит зрителей с важными проектами бюро как раз этого периода, когда Добычина показывала на своей независимой площадке как традиционных, так и более радикальных для своей эпохи мастеров.
Надежда Добычина подбирает работы для выставки Художественного бюро. 1917. Собрание Теи Поланчик
Куратор выставки, Анна Скляревская, рассказывает: «Из-за малой известности фигуры Надежды Добычиной подготовка к выставке велась больше года. Мы изучили многие архивы и научные материалы; обратились к источникам, посвященным отдельным художникам, с которыми работала галеристка. Среди них — большинство знаковых мастеров начала ХХ века, работавших в разных стилистических направлениях. В результате нам удалось собрать более ста работ из 33-х музеев и 10-ти частных собраний. Некоторые из них мы привезем из Казахстана и Армении».
Экспозиция в Музее русского импрессионизма
Зрители увидят разные грани деятельности Надежды Добычиной. Две истории – личная коллекция и организация выставок – были тесно взаимосвязаны: со многими живописцами Добычина сотрудничала в рамках собственного бюро, но их работы часто попадали и в ее частное собрание.
Избранные работы
Александр Бенуа. Эскиз декорации к драме А. С. Пушкина Пир во время чумы. 1914. Государственный Русский музей
Художник, историк искусства, основатель объединения «Мир искусства» Александр Бенуа считается одним из близких друзей Надежды Добычиной. Выполняя также роль ее консультанта и регулярно выставляя свои работы в Художественном бюро, он пользовался большой поддержкой галеристки. Картины Бенуа составляли значительную часть и личного собрания Добычиной: так, к 1930-му году в частной коллекции их насчитывалось уже около ста.
Наталия Гончарова. Бабы с граблями. 1909. Серпуховский историко-художественный музей
Для художницы-авангардистки Наталии Гончаровой Художественное бюро Добычиной сыграло важную роль: в 1910-е годы на этой площадке прошла ее первая персональная выставка в Петербурге. Экспозиция «амазонки авангарда» стала одной из самых заметных и скандальных, а также выступила метафорическим итогом русского периода творческой практики художницы.
Роберт Фальк. Старая Руза. 1913. Государственный Русский музей
Другой экспонент Художественного бюро, Роберт Фальк, среди прочего писал портрет Добычиной. И хотя сегодня местонахождение оригинального холста неизвестно, сохранились его карандашные наброски. Будучи участником творческого объединения «Бубновый валет», Фальк работал в различных жанрах, в том числе писал пейзажи и натюрморты.
Марк Шагал. Аптека в Витебске, 1914. Частное собрание, Москва
В начале XX века предприятие Надежды Добычиной стало решающей отправной точкой для тогда еще малоизвестных модернистских художников, в том числе для Марка Шагала. Его работы галеристка отобрала для своей «Выставки современной русской живописи» — одной из сборных экспозиций, сфокусированных на различных течениях авангарда. Так, витебская серия Шагала, которая состояла из более чем 60 произведений, ознаменовала собой дебютный крупный показ работ художника в тогда еще Петрограде.
Анна Скляревская куратор выставки, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизмаВыставка выстраивается вокруг личности одной из первых российских галеристок и коллекционера Надежды Добычиной. Эта история органично встраивается в ту тематику, с которой часто работает Музей русского импрессионизма. Например, два года назад мы устраивали выставку «Охотники за искусством», посвященную советским коллекционерам: сейчас мы знаем, что некоторые работы, которые когда-то принадлежали Добычиной, позже переходили в различные собрания этих коллекционеров.
Выставка «Выбор Добычиной» открыта в Музее русского импрессионизма с 8 июня по 24 сентября 2023 года.
Все фотографии предоставлены Музеем русского импрессионизма.