Орнаменты Русского Севера, фотосерия о небе и интерьерные куклы: проекты вчерашних студентов на выставке ВЫПУСК'23
До 12 ноября в новом пространстве парка «Зарядья» можно посетить экспозицию ВЫПУСК'23. Второй год подряд выставка объединяет междисциплинарную подборку проектов, созданных недавними выпускниками столичных творческих вузов. Из многообразия работ молодых авторов (а их в залах галереи представлено более 450) мы выбрали семь разных по жанру и настроению — рассказываем о них в новом материале.
Концепция выставки
В рамках проекта ВЫПУСК'23 экспонируются работы в различных художественных направлениях, от классической живописи и академического рисунка до архитектурных концепций, инсталляций и новых медиа. На этот раз команда выставки собрала под одной крышей произведения 255 начинающих авторов. Все они окончили творческие вузы – в том числе Строгановку, университет креативных индустрий Universal University, Школу Родченко и другие – в этом году. Нововведение экспозиции — архитектурный блок с проектами благоустройства общественных пространств.
Проекты участников
Оформление станции метро «Сокольники» в технике рельеф по мотивам стихотворения Корнея Чуковского «Тараканище»Маргарита Мхитарян МГАХИ им. В.И. Сурикова, мастерская монументального искусства
Проступающие на пластинах из белого гипса фигуры людей и животных представляют собой части фриза (горизонтального элемента ордерной композиции) со сценками из детского стихотворения и сюжетами из жизни, созвучных ему. Автор изобразила медведя на велосипеде, комариков на воздушном шарике и других узнаваемых персонажей «Тараканища». По задумке Маргариты пластины должны располагаться внутри станции метро таким образом, чтобы их персонажи двигались по направлению поезда, снова и снова возвращаясь к началу.
«Русь кружевная»Олеся Солдатова РГХПУ им. С.Г. Строганова, кафедра художественного стекла
Тончайшая работа художницы Олеси Солдатовой вдохновлена локальными мотивами. В проекте соединились орнаменты, которыми на Русском Севере традиционно украшали прялки, и узнаваемый рисунок вологодского кружева. Работа напоминает о том, что ткачество всегда было сродни молитве.
«По ветру» Владислав Смолин МГИК, курс художественного фототворчества
Серия фотографий, как рассказывает автор, родилась из наблюдения за полетами в небе. В результате получилась серия о дружбе двух разных обитателей неба – воздушного змея и птицы, – а также о философском вопросе, можно ли ради мечты пожертвовать всем. В серии черно-белых фотографий сошлись миф об Икаре, ремарковские мотивы из «Трех товарищей» и вечная мечта человека о покорении неба.
Костюмы японского театра кабуки по гравюрам XVIII-XIX веков Анна Панникова Школа-студия МХАТ, факультет сценографии и театральной технологии, кафедра сценического костюма
При работе над этими образами Анна Панникова погрузилась в историю японского театра. Главным источником информации для автора о том, как и что носили в традиционном театре кабуки, были гравюры. Созданные Анной костюмы, с одной стороны, соблюдают традиции японских мастеров, а с другой — приспособлены для постановки в европейском театре.
«Улица Кораблестроителей, седьмой микрорайон» Кристина Гаврилова РГХПУ им. С.Г. Строганова, кафедра художественной керамики
В работе Кристины Гавриловой типовая застройка встречается с образами из детства. Или, наоборот, игрушки напоминают о том, что осталось в прошлом: счастливые детские воспоминания, игры, доверительные разговоры с плюшевыми медведями и целлулоидными принцессами. В своей работе автор размышляет о том, что же происходит с игрушками после того, как их хозяева вырастают — остаются ли они на чердаке или в детской комнате или становятся частью украшения палисадника у подъезда.
Интерьерные куклы в стиле стимпанк Елена Клычникова РГУ им. А.Н. Косыгина, Кафедра декоративно-прикладного искусства и художественного текстиля
Коллекция кукол наверняка заставит улыбнуться большинство посетителей выставки. Во-первых, они напоминают о куклах из детства, с которыми играл практически каждый, придумывая для них новые наряды и доверяя им свои тайны. Во-вторых, по задумке художницы объекты увлекают, пусть хотя бы мысленно, в путешествие во времени, а точнее — в Викторианскую эпоху.
Дизайн-концепт компьютерной игры «Бегство» Дарья ГоловановаМосковский политехнический университет, кафедра художественно-технического оформления печатной продукции
Корпорация «Рай» — череда бесконечных офисов, кубиклов, лабораторий и прочих комнат. Где-то в этом лабиринте двигается главный герой, который хочет поскорее выбраться из него, но для этого ему придется решить множество головоломок. Ведь это не просто корпорация, а место, где работают и после смерти. Квест и головоломка в одном флаконе, «Бегство» отлично иллюстрирует усталость современного человека от монотонности и рутины офисных будней.
Фотографии предоставлены пресс-службой выставки.