IMM Cologne: по ту сторону эстетики, или как дизайнеры проектируют будущий мир
Журналист Елена Невердовская – о том, какое будущее показали на кёльнской выставке IMM Cologne, от очередного проекта Das Haus до выставки конкурсантов Pure Talents и проекта кухни будущего швейцарца Альфредо Хэберли.
Для того, чтобы посещение блокбастера под названием «IMM Cologne» оказалось продуктивным, нужно заранее определить для себя цель визита. Что важно в первую очередь: традиционный мебельный салон, где компании представляют свои новинки? Или весь этот сложный по технологии кухонный мир, LivingKitchen? Или креативные решения для интерьера, Pure Village? Меня волнует будущее, ближайшее и отдаленное, поэтому из всего многообразия я остановилась на трех событиях: очередной проект Das Haus, визионерское размышление на тему индивидуального жилья в формате 3D на площади в 200 кв. метров; очередная выставка конкурсантов Pure Talents, в этом году разнесенная тематически по двум павильонам (кухонное было представлено в рамках LivingKitchen); проект кухни будущего швейцарца Альфредо Хэберли, несколько озадачивающий Future Kitchen.
Трансверсальные объекты
Трансверсальность — условие общего положения на пересечение гладких многообразий. Термин из области современной геометрии был использован самим автором Альфредо Хэберли для характеристики виртуальных и реальных предметов, расположенных на территории Sense & Sensuality, кухни для ближайшего будущего. Второй эпитет, который употребил швейцарский дизайнер по отношению к своему произведению, не вводил в семантический ступор, а даже, напротив, примирял с предложенной визуализацией привычного: провокация.
Кухня для ближайшего будущего, Альфредо Хэберли
Странное примирение, можно сказать. Но тому, кто столкнулся с сочиненным Хэберли кухонным сценарием, так не кажется. Потому что размещенный среди нормальных кухонь агломерат из непонятных геометрических фигур самого невозможного зеленого цвета вызывает только одно – крайнее раздражение. Своей агрессией, своей нечитаемостью. Даже с помощью смартфона открытые штрихкоды (они размещены на поверхностях «трансверсальных объектов») не позволяют увидеть желаемое, познать авторский замысел напрямую, непосредственно. Причина: для их прочтения требуется специальное мобильное приложение (несовершенство цифрового виртуального мира налицо). Это приложение имеется на девайсах у стюардов, работающих на стенде. Зависимость от чужой помощи еще больше обостряет раздражение. И только появление самого Альфредо Хэберли спасает ситуацию. Но так везет только в первый день выставки. И только некоторым посетителям. Всем остальным придется довольствоваться помощью стюардов и собственным воображением.
Дизайнер сознательно провоцирует, чтобы указать на место новой кухни – где-то рядом с фермой по производству еды. Отсюда – все эти шланги и страшный синий туалет в центре стенда. Рождение еды в черных ячейках, наполненных землей, ее преобразование и утилизация отходов. Холодильника нет, он только виртуальный, на мониторе в руках стюарда. Горизонтальный и прозрачный, снабженный специальной полкой, где используется продуцируемое холодильником тепло.
Хэберли сознательно задевает и раздражает, давая понять, что кухня – это где-то в пространстве социальных сетей, это времяпрепровождение с друзьями, новый кемпинг вне и внутри. Поэтому здесь есть и кровать, точнее, три спальника. Для родителей и детей, которые не хотят спать в собственной кровати. Или для подростков, которые и ночью не желают расстаться с друзьями.
Дом Truly Truly – это покой
Никакой трансверсальности, только одна «гладкая поверхность» эстетической гармонии, никакой провокации, только радость для глаз и для тела. Но это пока, ведь в отличие от Альфредо Хэберли, дизайнеры студии Truly Truly, Джоэл и Кейт Бой еще не знают, что дети любят спать в кровати у родителей и нарушать все установленные порядки – их первый ребенок только что родился (за две недели до открытия кельнского мебельного салона, как сказал Джоэл).
Зона покоя в Das Haus, Truly Truly
Соответственно, на тему будущего их бесполезно пытать: их визионерский проект Das Haus – это еще одна вариация на тему того, что мы много раз видели. Открытое пространство гостиная / кухня / кабинет, закрытое пространство спальня / ванная / будуар. Да, в индивидуальном стиле: четкая геометрия, закрытые светлые, но глухие цвета, хороший функциональный свет, натуральные материалы (камень и дерево), а еще честные материалы (металл и стекло), прямые углы, белые ковры, гладкий кафель. Можно поспорить, что если бы австралийский дуэт создавал дом не в 2019, а в 2020, то гладкого кафеля и прямых углов было бы намного меньше. И, возможно, был бы полный отказ от стекла и глянцевых поверхностей. На них ведь так хороши отпечатки липких маленьких «лапок».
Зона активности в Das Haus и Джоэл Бой из Truly Truly, дизайнер проекта
Меньше, мобильнее и не только
Участники конкурса Pure Talente, среди которых недавние студенты, свежие выпускники и актуальные учащиеся дизайнерских вузов, – вот кто думает непосредственно о будущем, близком и отдаленном. Более того, они этим будущим живут больше, чем настоящим моментом, потому как вопрос реализации еще не решен, все находится в движении. Неизвестно где жить, как и с кем, например. И сколько времени на одном месте – неделю, год или десять лет. Из этих актуальных потребностей и появляются задачи и их решения.
Например, переносная вытяжка Maxim Augay, выпускника Высшей школы дизайна и искусств швейцарского города Лозанна. Напоминающий настольный ретро-вентилятор The Portable Kitchen Hood был разработан им для самой маленькой кухни, кухонной ниши, простой плитки на столе общежития. Убежденное жюри присудило этому прототипу первое премию в номинации LivingKitchen Selection. Первое место в традиционной части конкурса Pure Talents Contest 2019 было отдано молодому немецкому дизайнеру Илье Хуберу, который придумал переносную лампу Baschnja, при желании превращающуюся в три отдельных независимых светильника (в собранном состоянии отдельные светильники заряжаются от сети). Родившийся на Урале Илья Хубер изучал промышленный дизайн в Высшей школе искусств Гамбурга, стажировался в кельнском дизайн-бюро Kaschkas и берлинской студии Mykilos.
Приз «зрительских симпатий» получили прототипы молодых дизайнеров, разрабатывающие тему экологии и sustainability (устойчивого развития, как это принято переводить). Уместно заметить, что эти работы перекликаются с подходом Хэберли: они тоже призваны озвучить существующую проблему растранжиривания ресурсов, осветить вопрос, донести до сознания обязательность активного действия, при этом не навредить окружающему миру, сохранить настоящее для будущих поколений. То, что делает Хэберли в масштабах своей трансверсальной кухни / квартиры / фермы, молодые дизайнеры пробуют артикулировать на примере отдельной вещи, будь то приспособления для мытья посуды Rebrush из люффы египетской (растение) от китаянки Jingbei Zheng или вступающие в диалог с хозяином вешалка / кран / выключатель The Conscious Unconsciouness, вахтеры / сторожа расхода воды, электричества и пространства, придуманные немецким дизайнером Михаэлем Варга.
Все фото: Елена Невердовская