Из памятника конструктивизма в культурный центр: как устроен «Левашовский хлебозавод» в Петербурге
Тенденция обновления знаковой промышленной архитектуры и ее трансформации в модные городские кластеры не обошла стороной и культурную столицу. Так, недавно на карте Петербурга появилась новая общественная локация — «Левашовский хлебозавод». Образцовый пример инженерных решений, памятник конструктивизма и жизненно важный для города объект: все это про знаменитый хлебозавод-автомат, построенный в 1933-м году и пустующий с 2010-го. Рассказываем, как выглядят его пространства после реконструкции и чем там можно заняться.
История хлебозавода
Ленинградский хлебозавод-автомат №2 — особенное здание по ряду причин. Прежде всего, он стал продолжением серии фабрик с автоматизированным вертикально-кольцевым циклом приготовления хлеба. Первый из семи таких заводов, придуманных советским инженером Георгием Марсаковым, — московский Хлебозавод № 5 им. Зотова, тот самый, на месте которого в 2022 году открылся одноименный культурный центр.
Здание создавалось и «затачивалось» под конкретную функцию — размещение инновационного вертикально-кольцевого цикла хлебопечения. На этом основана и вся его архитектура, от объемно-пространственных решений до конфигурации окон.
Левашовский хлебозавод в 1930-е годы
На Левашовском хлебозаводе непрерывно выпекали хлеб в течение 90 лет: работники предприятия не остановили процессы даже во время блокады Ленинграда. Постепенно промышленный комплекс терял свой оригинальный архитектурный облик, застраивался новыми сооружениями. Свою работу фабрика прекратила в 2010 году, однако это стало лишь началом новой истории.
Процесс реконструкции здания
С 2012 года Левашовский хлебозавод, яркий образец советского промышленного конструктивизма, — объект культурного наследия регионального значения. Следующая глава в истории здания началась спустя четыре года, когда петербургская девелоперская компания RBI приобрела участок на Барочной улице вместе с опустевшим комплексом сооружений. По словам основателя Группы RBI Эдуарда Тиктинского, решение о покупке было продиктовано не только удачной локацией для строительства нового жилого комплекса, но и интересным творческим вызовом: «Мы понимали, что нам предстоит не только спасти разрушающееся, полузаброшенное и при этом уникальное здание, но и дать ему новую жизнь, то есть наделить новой функцией, которая была бы востребована и нужна людям сегодня».
Нам интересно браться за такие «штучные» проекты, у каждого из которых есть своя история. Для нас это возможность внести вклад в улучшение города и сохранение его истории.
Главной сложностью в процессе реконструкции хлебозавода стало плачевное состояние здания. Команда проекта получила объект, в котором усиления и замены требовали практически 100% несущих конструкций: «Там буквально были дыры в стенах и перекрытиях, находиться в здании было небезопасно», — делится Эдуард.
Демонтаж, усиление и устройство новых конструкций монолитного каркаса велись одновременно: на разных уровнях параллельно шло несколько видов работ. Еще одним вызовом стало витражное остекление. Например, монтаж «ленточного остекления» (горизонтальных «витражных» окон, установленных по окружности корпуса на нескольких этажах) требовал наличия уже готового фасада.
Архитектурная концепция
Концепция, разработанная совместно с бюро ABD Architects, предусматривала полное сохранение изначальной архитектуры здания. При этом отдельной задачей стало очищение комплекса от позднейших пристроек, в основном созданных в 1990-х годах. В результате получилось «раскрыть» хлебозавод для обзора с окружающих улиц — Левашовского проспекта и Большой Зелениной.
Команда восстановила все исторические объекты: например, бывшую котельную хлебозавода, в которой теперь находится многофункциональный зал, где будет проходить основная культурная программа.
В огромном архитектурно-планировочном объеме с 13-метровым купольным потолком очистили историческую кирпичную кладку и восстановили купол кровли.
Кроме того, удалось отреставрировать и вписать в новое пространство часть интерьеров лестничных клеток — ограждения и напольную плитку. Также во внутреннем пространстве здания выделяются оригинальные конструктивные детали — потолочные балки и колонны. Особенной деталью на улице стала сохраненная кирпичная труба: бережно отреставрированная, она привлекает внимание прохожих.
Эдуард Тиктинский председатель совета директоров, основатель и собственник Группы RBIИдея отдать часть помещений под культурный центр появилась практически сразу. Пространство с образовательно-просветительскими функциями; экспозиция об истории хлебозавода; место, посвященное теме блокады, — все это мы задумывали уже на ранних стадиях работы над проектом. Мы понимали, что знаковому для города месту необходимо содержание, достойное Петербурга как культурной столицы.В каждую часть нашего проекта мы вложили душу, и выделить что-то одно очень сложно. Возможно, попав сюда впервые, каждый гость «Левашовского хлебозавода» найдет для себя то, что интересно именно ему. Если хотите приобщиться к современной культурной жизни города, то вам в «Творческую котельную» или в лекторий и гостиную от школы Masters. Больше узнать об истории завода и уникальной системе хлебопечения инженера Марсакова поможет экспозиция в «ротонде» на первом этаже. Если вы приходите сюда за тем, чтобы «прочувствовать» историю и дух места, на вас точно большое впечатление произведет «Блокадный мемориал».
Чем еще заняться в культурном центре
Культурным «наполнением» «Левашовского хлебозавода» занималась команда школы Masters. Как отмечает ее основательница Полина Бондарева, совместные проекты с театрами, фестивалями и городскими площадками — важная инициатива, позволяющая знакомить слушателей с актуальными событиями. Культурная программа центра строится на архитектуре здания, а также на сочетании классических и современных подходов и синтеза искусств.
Полина Бондарева программный директор культурного центра «Левашовский хлебозавод», основатель проекта MastersДля нас очень важна не только форма и содержание — здесь мы работаем и с историческим контекстом. В первую очередь мы хотели привнести новую форму и на языке современности поговорить и об архитектуре, и о музыке, и о моде того времени. Конечно, для нас важны история и судьба здания. Об этом же говорит и «Блокадный мемориал», которой курировал «Дом культуры Льва Лурье».
В программе центра, помимо лекций от школы Masters, планируется концертно-выставочное направление — события уже проходят в пространстве «Творческая котельная». Культурный центр открылся инсталляцией Дмитрия Ренанского и Владимира Раннего «Левашовский хлебозавод. Активируя пространство». Первая часть в сквере у входа посвящена истории хлебозавода, а вторая разместилась внутри. Также в центральной ротонде – шахте хлебозавода, откуда на верхние этажи поступала мука, – на первом этаже центра расположилась историческая экспозиция: здесь можно ознакомиться с процессом выпекания хлеба на заводе-автомате уникальной конструкции Георгия Марсакова, а также с историей хлебопечения и развитием стиля конструктивизма в промышленных зданиях.
В здании хлебозавода проходят арт-медиации; можно посетить экскурсии с ведущими архитектурными критиками. Вскоре в пространстве пройдут постановки современных танцевальных форм, а также большая выставка Михаила Розанова, организованная совместно с фондом Ruarts и посвященная архитектурному ландшафту Петербурга. Отдельный летний «хайлайт» — кинотеатр под открытым небом, программу которого команда готовит совместно с Центром «Зотов».
Все фотографии предоставлены пресс-службой Группы RBI.