Что смотреть на выставке «Импрессионизм и испанское искусство»: гид по главным работам
До 26 января в Музее русского импрессионизма в Москве проходит выставка «Импрессионизм и испанское искусство». В экспозиции — работы восемнадцати испанских художников, творивших бок о бок с французскими импрессионистами. Вместе с музеем мы собрали гид по основным персоналиям и полотнам, которые нельзя пропустить.
Хотя идеи импрессионизма не получили моментального признания в испанском искусстве, само понятие «впечатления» (impresión) вошло в национальную живопись еще в 1850‑х. Это явление не было напрямую связано с французским импрессионизмом, но указывало на интуитивное влечение к изображениям, написанным в свободной манере на контрасте с академическими, детально проработанными картинами.
«Нотр-Дам-де-Виктуар, дождливый день», Дарио де Регойос
В середине 1880-х художник Регойос жил в Брюсселе. Поселившись рядом с площадью Саблон, он наблюдал паломников, которые собирались в церкви Нотр-Дам-де-Виктуар на майские празднества в честь Богоматери. На выставке представлен этюд маслом «Нотр-Дам-де-Виктуар, дождливый день» — размытые очертания монументального фасада, просачивающийся из витражных окон свет, разводы дождя...
«Месяц Девы Марии в Брюсселе» (1884), Дарио де Регойос
Собрание Казакуберта Марсанс, Барселона
Этот этюд был подарен каталонскому художнику Микелу Утрильо и стал эскизом для следующей работы — «Месяц Девы Марии в Брюсселе», одной из важнейших работ пред-импрессионистского периода. Перед зрителем — фасад той же церкви, но к ней добавляется перспектива прилегающей улицы Режанс в один из пасмурных майских дней. Все фигуры на картине за исключением фигуры священника — женские. Этим автор акцентировал внимание на том, что католическую традицию поддерживали в первую очередь женщины.
«Ноктюрн. Замок Бельвер» (1900), Жоаким Мир
Частное собрание, Барселона
Жоакима Мира считают испанским импрессионистом, потому что основная часть пейзажей написана художником с натуры. Однако сам он не причислял себя ни к какому направлению и отличался ярко выраженной индивидуальной манерой письма.
Мир — художник-пейзажист, который много работал на пленэре. Как и художников импрессионистов, его внимание привлекают вопросы передачи естественного освещения, при этом сюжет как таковой или изображение человеческих фигур его интересуют мало. Мир часто повторял, что смешивает цвета на палитре, а не в глазах зрителя.
В отличие от импрессионистов он создавал рисунок не отдельными короткими мазками, но мощными цветовыми пятнами.
На картине «Ноктюрн. Замок Бельвер», которую Мир написал сразу по приезде на остров Мальорка, изображено знаменитое готическое здание города Пальма. Художник показывает кромешную тьму южной ночи, но при этом картина не кажется темной. Мира увлекает передача холодного лунного света от луны, его он на контрасте сопоставляет с искусственным освещением в окнах замка. Второстепенным здесь становится изображение древней крепости — художник создает его несколькими плоскостями густого синего цвета, но главным героем становится ночное впечатление, когда ночь все вокруг окрашивает в голубые и синие цвета.
«Мои отец и сестра в Париже» (1891), Игнасио Сулоага
Музей Игнасио Сулоаги, Кастильо-де-Педраса
Сулоага, переехав в Париж, поселился на Монмартре, который в те годы притягивал малоимущую богемную молодежь дешевым жильем. Тогда это был не фешенебельный центральный район, а ближний пригород, больше похожий на деревенский район, чем на городской. В этот антураж окраины большого города Сулоага поместил героев картины «Мои отец и сестра в Париже». Родственная связь здесь не так важна, хотя и вынесена в название работы: отца мы видим в профиль, а сестру и вовсе со спины. Судя по свету и по легкой дымке, окутывающей контуры дальнего пейзажа, действие происходит ранним утром. По нарядам и уставшему виду изображенных можно сделать предположение, что отец и дочь возвращаются с праздника, затянувшегося до утра.
«Торговка каштанами (1897–1900), Изидре Нонель
Музей Эл-Конвентет, Барселона
Частой темой работ Изидре Нонеля, в частности полотна «Торговка каштанами», были бедность и социальная беззащитность. Этот лейтмотив появляется в 1896 году и присутствует до самого конца его жизни. Ярко выраженный хроматизм, богатство фактуры и смелость мазка, резкая асимметрия композиции и монолитность фигур на картине «Торговки каштанами» демонстрируют, что художник вышел за рамки импрессионизма. Изможденные лица и болезненные изгибы женских тел, и на контрасте — яркая, почти неоновая палитра, предвосхищают экспрессионизм.
«Моя мастерская. Этюд» (ок. 1890), Элисеу Мейфрен
Собрание Ди Стефано Пиронти, Барселона
Мейфрен получил классическое академическое образование, в котором написание пейзажа подразумевало работу в студию, а не на пленэре. Но его близкие друзья, художники Казас, Русиньоль, в конце 80-х отказались от работы в мастерской. Именно в этот период Мейфрен также начинает активно работать на открытом воздухе и писать с натуры. Подобно импрессионистам, для этюдов на пленэре Мейфрен использует малоформатные холсты, которые затем служат ему черновиками для студийной работы над полотнами большего формата. Такой принцип вызывал множество критики, и именно критиков высмеивает Мейфрен в картине «Моя мастерская»: теперь его «мастерская» — весь окружающий мир. По тематике картина также воплощает типичный для импрессионизма сюжет: морской пейзаж, написанный легкими штрихами кисти.
На обложке: «Сорванцы на пляже» (1899), Хоакин Соролья, Музей изящных искусств Астурии, Коллекция Педро Масавеу, Овьедо.