Борцы за мировую справедливость: что смотреть на «Документе 14» в Касселе
В Касселе 10 июня открылась четырнадцатая «Документа». Вообще-то, глобальная художественная выставка открылась пару месяцев назад в Афинах, но это, как отметила международная пресса, было скромное событие для небольшого (по сравнению с Касселем) числа зрителей, что не удивляет, ведь публику нужно годами воспитывать. На родине «Документы» уже в дни пресс-показа стояла очередь в главное выставочное пространство Фридерецианум, залы были полны. Но это не значит, что каждый сознательный потребитель современного искусства должен обязательно посетить Кассель в ближайшие сто дней. Более того, если я начну подобное утверждать, то согрешу против совести. Ведь сама, запланировав три дня (опыт «Документы 13», 2012-го года), я с трудом выдержала два неполных. И дело не только в том, что темы – миграция, дискриминация, узурпация и произвол власти, феминизм, гендер и трансгендер – мне не кажутся интересными, но и в самом их раскрытии, слишком лобовом, публицистическом, упрощенном.
Если же я заявлю, что «Документу 14» и посещать не стоит, то я опять-таки вступлю в противоречие со своей совестью. Увидеть «Документу» нужно и даже полезно, потому что это глобальное событие, организованное и реализованное немцами, которые чемпионы мира по созданию разных темпоральных событий и у них есть чему поучиться. Удачное событие – это всегда его удачный дизайн, в смысле структуры, а не формальной его стороны. Это во-первых. А во-вторых, Кассель – великолепный город, получивший всемирную известность благодаря «Документе», но оставшийся белым пятном со всеми своими музеями и парками. Ну и в третьих, личное открытие всегда может случиться.
Nilima Sheikh. Terrain. Carrying Across, Leaving Behind (2016 – 2017)
Итак, статус первый: зритель
«Документа» в этом году по воле кураторов во главе с поляком Адамом Шимчиком (выбран единогласно жюри в составе шести человек) оказалась разбросанной по городу. Помимо традиционных музеев и выставочных залов площадками для демонстрации современного искусства стали индустриальные здания, стеклянные городские павильоны, бывшая подземная станция (железнодорожная или метро, не совсем ясно). Любопытство, конечно, далеко заведет, но я бы посоветовала все же не оставаться в центре города, так как вознаграждение может быть несоразмерным труднодоступности и удаленности отдельных экспонатов. Хотя, признаюсь, видела не все.
Не смогла, например, оценить по заслугам остроумный ход – демонстрацию фильма о каннибализме в здании бывшей фабрики по производству тофу, даже не стала эту площадку искать.
Начать можно с осмотра объектов, выставленных в публичном пространстве, а именно Парфенона, художницы Марты Минухин, «построенного» из запрещенных книг на площади Фридрихсплатц, и расположенной неподалеку конструкции из труб курдского художника Хивы К, представляющей собой приют/ жилье беженца. В первом удивляет частота размещения томов Ленина и книг Солженицына (оба латиницей), во втором – наличие санузла. Конечно, после знакомства с публичными объектами можно отправиться и во Фридерецианум, благо он рядом, но я бы не советовала. Потому что в его залах представлена просто коллекция современного искусства афинского музея EMST, в помещениях которого временно разместилась греческая составляющая «Документы». Экспозиция слишком статична, дух перемещенного музея слишком очевиден, не хватает актуальной составляющей, большого проекта.
Большеформатные работы есть в Doсumenta Halle, но их вряд ли можно назвать большими проектами в том смысле, в котором это понятие чаще всего употребляют, это, скорее, просто работы, требующие большого пространства. Лучше обстоит дело в музее Природы (Naturkundemuseum im Ottoneum), не с большим форматом, но со смыслом, еще интереснее – в Новой галерее (Neue Galerie). По мнению одного из арт-критиков, последняя из перечисленных прощадок является наиболее насыщенной образами и смыслами. Согласна. Именно там я встретила все-таки ожидаемый «большой проект», единственное сильное впечатление актуальной «Документы»: Pelargie Gbaguidi (Dakar) „The Missing Link. Dicolonisation Education by Mrs Smiling Stone“.
Слева – Cecilia Vikuna (Чили). Карл Маркс, живопись, 1972, справа – Nilima Sheikh, Terrain. Carrying Across, Leaving Behind (2016 – 2017), фрагмент.
Статус второй: турист
От Новой галереи можно отправиться наверх в сторону парка Вильгельсмхёэ и посетить Музей погребальной культуры (Sepulkralkulturmuseum) и Центр братьев Гримм (Grimmwelt) не из-за временных экспозиций, размещенных в них по воле кураторов «Документы», но ради самих музеев. А центр еще и архитектуры (здание было построено недавно, архитекторы kadawittfeldarchitektur ) и выставочного дизайна ради (современный музей – как большая художественная инсталляция, а не банальное хранилище объектов и скупая передача информации). Расписанные цветочками баварские черепа из Музея погребальной культуры или фарфоровая инсталляция на тему сказок Гримм из Grimmwelt могут впечатлить сильнее, чем концептуальные видео или исторические документы о судьбе советской актрисы и режиссера Анны Лацис (хотя, последние, как раз любопытны, но какое это имеет отношение к актуальному искусству?).
В огромном пейзажном парке Вильгельмсхёэ можно вообще забыть об актуальном поводе для посещения Касселя (хотя в Бальном зале (Ballhaus) и демонстрируется видео „Le fort des four“ Наримане Мари, рассказывающее о колонизации Северной Африки, научных экспедициях в те регионы, подавлении сопротивления туземных жителей), превратиться в 100% туриста и посмотреть запуск фонтанов (среда, суббота и воскресенье в 14:30), а потом заглянуть в картинную галерею в замке и ознакомиться с планами сада, запечатленными маслом на холсте. Не выходя из «туристической» ипостати, вернуться в город и посмотреть отличную коллекцию старинной техники в Астрономическо-физическом кабинете в Оранжерее (объекты «Документы», выставленные в регулярном парке Карлсауэ не стоит искать, можно потратить много времени, найти и разочароваться) и постоянную экспозицию Отонеума (слон Гете и «библиотека» разновидностей деревьев).
Павел Филонов (СССР). Живопись, 1938.
Статус третий: эксперт
Кураторы актуальной «Документы» объявили войну «злому неолиберальному капитализму», постарались представить выставку как поле боя против всемирной несправедливости, как площадку для деятельности активистов (заявленный в программе, но реально неуловимый Парламент тел), как дневник многолетней борьбы мирового добра против мирового зла (в качестве свидетельств – графика 30-х годов, живопись Павла Филонова из Русского музея, старые американские видео, документация перформансов). При этом они спросили, а как же это возможно, что «злой неолиберальный капитализм» дает им возможность высказаться. Честно скажу, ответ я прослушала или не услышала, но это и неважно. Существенно другое – весь пафос пропадает, когда видишь, как все продумано, функционально, комфортабельно организовано для потребителей продукта «Документа 14», винтиков большого механизма, пешек в мире капитала. Есть ареалы, где почтительно смотрят и размышляют, есть другие, где терпеливо ждут, и третьи, внутри которых расслабляются, отдыхают, едят и пьют.
Порядок наведен архитекторами и дизайнерами. Это они позаботились о создании временной архитектуры: комплексов из контейнеров – центров для посетителей, магазинов по продаже каталогов, книг и сувениров, камер хранений (на выставку разрешены только крошечные сумочки, рюкзаки полностью запрещены), временных кафе и баров из европалетт (европоддонов) и других дешевых и простых материалов. Выставочные площадки маркированы щитами, в буклете есть карта для ориентирования (помогает слабо, дизайнер увлекся графикой в ущерб топографической достоверности), стоит попросить в городской информации другую карту, напечатанную маркетингом по туризму. Одним словом, есть масса возможностей поучиться, подсмотреть и покритиковать работу коллег.
Ну, и кроме того интересное для «дизайнерского» глаза можно обнаружить и на стенах выставочных залов. А именно – очень интересный текстиль. В другое время такое слишком декоративное искусство было бы изгнано из сферы contemporary art (конечно, при отсутствии правильного концепта, при его наличии – провокационности, например, могли и показать). В настоящий же момент в Касселе борцы за мировую справедливость видят в женщинах угнетенный, дискриминируемый «класс», поэтому женское, «слишком женское» искусство только приветствуется (вплоть до банальнейших перформансов, обыгрывающих «дом, очаг, заботу, пеленание»). Вышивка в Documenta Halle, гобелены в Neue Galerie, живопись на ткани в Бельведере.
Слева – Анна Лацис, архивные материалы. Обложка журнала «Театр», СССР, 1930, справа – здание Центра братьев Гримм Grimmwelt, архитектурное бюро kadawittfeldarchitektur.
«Документа» в Касселе продлится до 17 сентября. Дневной билет стоит 22 евро, билет на два дня – 38 евро, семейный (два взрослых и максимально три ребенка до 16 лет) – 50 евро.
Все фото: Елена Невердовская, на обложке: Piotr Uklanski (США, происхождение Польша). Реальные нацисты. Коллаж, 2017.