Collectible: вторая ярмарка коллекционного дизайна в Брюсселе
14-17 марта в Брюсселе во второй раз проходит ярмарка коллекционного дизайна Collectible. Уникальность ярмарки в том, что посвящена она исключительно коллекционному дизайну XXI века. Участники – дизайнеры и галереи из Европы, в основном Бельгии и ее соседей, Франции и Нидерландов, но не только. Рассказываем, что нового на выставке в этом году, и чем она интересна.
Collectible была основана осенью 2017 году арт- и дизайн-консультантами Клели Дебехо и Лив Вайсберг. Девушки сделали ставку на симбиоз дизайна и искусства и не прогадали: если даже в Москве одна за другой открываются галереи коллекционного дизайна, легко представить, что происходит в Европе. В этом году связь между искусством и дизайном, а вместе с ним и архитектурой стала еще теснее: ярмарка заняла пространство Vanderborght, бывшего мебельного магазина 1930-х годов, расположенного в самом центре Брюсселя. «Ярмарка намеревается сломать шаблон традиционных выставочных форматов – атмосфера и обстановка здесь скорее напоминает биеннале. Это чувство подчеркивает архитектура пространства, которая позволяет посетителю естественным образом переходить от стенда к стенду», – пишут на сайте Collectible.
В числе хорошо известных галерей дизайна, вроде Maniera (Брюссель) и Valerie Traan (Антверпен), в этом году принимают участие и совсем молоды проекты. Так, Functional Art Gallery, первое в Берлине пространство современного коллекционного дизайна, представляет на ярмарке стулья OrtaMiklos, а The Impermanent Collection (появилась в 2013 году в Лос-Анджелесе, а в 2015 году провела первую выставку в Брюсселе) показывает новые работы парижского дуэта Ker-Xavier, архитектора Мари Корбин и художника Бенуа Мером.
Стулья OrtaMiklos, Functional Art Gallery
В числе интересных предметов, представленных не галереями, а студиями дизайна – современные архитектурные творения Эмили Форгот (ее представляет лондонская галерея Skål) и уже знаменитые предметы из керамической пены, которая напоминает губку, авторства британской студии Furthermore.
Настенное панно Эмили Форгот, Skål
Предмет из коллекции Tektites, Studio Furthermore
В этом году на выставке – два новых раздела. Во-первых, раздел посвященный художественным галереям, которые также исследуют взаимосвязь между дизайном и искусством – если раньше Collectible смотрела на дизайн, как на искусство, то теперь ярмарка пытается посмотреть на искусство, как на дизайн. Раздел небольшой, но яркий. Например, Almine Rech Gallery (Париж, Брюссель, Лондон, Нью-Йорк) представила в этом году ультра-текстурированную керамику Йохана Кретена и мечтательные скульптуры художника Жана-Батиста Бернадет, а Galerie Nathalie Obadia (Париж, Брюссель) – инсталляции французской художницы, которая живет и работает в Антверпене, Лор Пруво. Работы Пруво называют искусством поколения Instagram – в своих работах она умело смешивает реальность и выдумку.
Керамические скульптуры Йохана Кретена, Almine Rech Gallery
Второй раздел посвящен молодым художникам – в первую очередь выпускникам Эйндховенской академии дизайна, но не только. Единственный российский дизайнер, который участвует в разделе «Young Designers & Design Studios» – Тарас Желтышев, он представляет на ярмарке свое кресло Lymphochair.
Lymphochair, Тарас Желтышев
В разделе «Специальных проектов» стоит отметить коллаборацию онлайн-издания Sight Unseen и дизайн-студии, которая базируется в Нью-Йорке и Афинах, Objects of Common. Их световая инсталляция получила название Landscape и представляет собой натюрморт из мягких скульптур и абстрактных светильников, которые словно вырастают из зеркального пола. Формы и оттенки предметов вызывают в памяти образы естественных кривых, которые можно наблюдать в ландшафте песчаных дюн – это воспоминания дизайнеров о детстве в Греции.
Фрагмент инсталляции Landscape, Objects of Common Interest, кураторский проект Sight Unseen
Свету же посвящен проект Музея Ногучи. Инсталляция Lights Fragments представляет собой подборку из 26 ламп, созданных ведущей французской дизайнерской студией YMER & MALTA в сотрудничестве с шестью дизайнерами, в числе которых японцы Nendo. Проект посвящен взаимодействию разных дисциплин: светильники сделаны из бумаги, металла, смолы, оргстекла и бетона.
Светильники Nendo для инсталляции Lights Fragments, Музей Ногучи
Прийти на ярмарку можно вместе с детьми – на 5 этаже для них организовали специальную игровую зону. И, конечно, она не простая. Проект принадлежит Центру инноваций и дизайна в Гранд-Хорну (CID). Они работали над детской зоной вместе со студией дизайна EcoBirdy. Дизайнеры студии занимаются созданием детской мебели из переработанных пластиковых отходов, в первую очередь, старых детских игрушек. Зани работает с 12:00 до 20:00, здесь ждут детей 4 до 12 лет.
Детская мебель EcoBirdy
Еще семь интересных предметов на ярмарке Collectible
Боковой столик OS ∆ OOS (Нидерланды)
Коллекция The Gestalt, Sment (Бельгия)
Гнутый стол, Мария Таякина (Нидерланды)
Радужная вазы Йохана Хольца, SEEDS Gallery (Лондон)
Кресла Schimmel and Schweikle, alfa.brussels (Брюссель)
Коллекция New Moon Rock, Studio Furthermore (Великобритания)
Настольная лампа Ker-Xavier, The Impermanent Collection (Брюссель)