
Матрешки и не только: дизайнеры о нелюбимых традиционных русских мотивах
Представления о том, что такое современный русский стиль, как он выглядит и каким должен быть, довольно размыты. Однако традиционные элементы русского стиля вспоминаются легко: хохлома, шкуры зверей, деревянные матрешки и самовар – кажется, пока современный русский стиль окончательно не сформирован, он частично заимствует элементы историчности. Получается не всегда удачно: часто выходит скорее «а-ля русс», нежели русский стиль. Мы поговорили с дизайнерами интерьеров об их самых нелюбимых традиционных русских мотивах и пришли к выводу, что все дело – в подаче.
Русский стиль очень разнообразен, поэтому в нем легко находить что-то свое: можно искать вдохновение в узорах русского кружева, можно – в лубковой живописи, народных костюмах и так далее. В личной интерпретации любой из этих элементов будет выглядеть изящно и тонко и при этом будет легко считываться. Чего я не люблю, так это прямого прочтения русского стиля, когда для иллюстрации русскости в интерьере используют примитивные инструменты, которые читаются «в лоб». В этом случае интерьер превращается в плохую реконструкцию для иностранцев. В жизни мы давно не используем самовар, не стелим на пол шкуру медведя и не ходим в расписном сарафане – все это устаревшие атрибуты, которые используются для создания очень поверхностной картинки. При этом, традиционные русские элементы можно использовать и по-другому. Можно, например, взять кружево, но привнести его в интерьер не буквально, а, скажем, сфотографировать и нанести на обои или распечатать в виде плаката. Тоже самое и с мехом: вместо того, чтобы бросать шкуру на пол, ею можно, например, обить кресло или изголовье кровати – получится небанально, красиво и в русском стиле. Одни даже варежки, повешенные на крючок в современном интерьере, дадут ощущение русскости – это ведь исконно русская вещь.
Это очень важный момент: мы живем в XXI веке, у нас нету царя, бояр и холопов, поэтому наш интерьер, даже приобретая нотки русскости, должен оставаться современным. Когда интерьер играет в историчность, выходит всегда неудачно: дословно повторить то, что было раньше, все равно не получится. К тому же, человеку, который будет жить в этом интерьере, по дому надо будет ходить в сарафане, иначе ему будет некомфортно, интерьер будет отторгать его.

Русские мотивы я люблю. Просто есть временные тренды, к которым стремятся дизайнеры, есть классические мотивы, которые всегда в моде, а есть стилизованные мотивы, которые пересекаются с веяниями времени. Из всего этого мне особенно не нравятся матрешки – избитый мотив, я считаю, в любом виде.

Проблема обычно заключается не в самом мотиве, а в качестве его подачи. Деревянные игрушки и гжель в сервантах советских времен рядом с пластилиновыми игрушками – это ужасно, но это не мотив, это совсем другая история. А шкуры зверей, и, о Боже, даже головы оленей могут выглядеть в интерьере неплохо. Главное, чтобы к месту и с правильным антуражем. И если у кого-то получится создать новый русский стиль с отсылом к истории – это будет удивительно и прекрасно. И не важно, хохлома или дымовская игрушка вдохновят автора проекта.

Я очень люблю русскую культуру. И каждый из традиционных мотивов можно прекрасно вписать в интерьер, будучи профессионалом. А вот что я не люблю – это перенасыщенность. Теремные росписи стен в больших объемах. Большое скопление хохломы, от которой пестрит в глазах, и лапти с балалайками на стенах не вызывают восторга. Если все это употреблять в умеренных порциях, то можно сделать очень интересный интерьер. Кстати, большие печи с перенасыщенными пестрыми изразцами, которые сейчас стали актуальны, мне тоже не нравятся.

ЯНА СВЕТЛОВА
АНДРЕЙ НОСОВ
Ольга Хованская и Мария Степанова
Юлия Соловьева

