Hermès Birkin: сумка как коллекционный объект
Культовая модель сумки французского дома Hermès, Birkin, давно перешла из ранга модного аксессуара и стала коллекционным объектом, который ценят не только за узнаваемый дизайн, но и за инвестиционную привлекательность. Сегодня Birkin — это символ высокого статуса и, что немаловажно, принадлежности к сообществу Hermès. Ее стоимость измеряется десятками и сотнями тысяч долларов, но даже это, как и длительное ожидание, не останавливает поклонников бренда от покупки. Вспоминаем историю знаковой it-bag и ее необычные лимитированные издания.
История Hermès Birkin
Считается, что на создание легендарного аксессуара генерального директора модного дома Hermès Жана-Луи Дюма вдохновила англо-французская актриса Джейн Мэллори Биркин. По одной из версий, в 1984 году во время случайной встречи в самолете она поделилась с ним, что женские сумки неудобно использовать в поездках из-за недостаточной вместительности.
Я сидела в самолете напротив мужчины и копалась в своей сумке, как вдруг всё упало на пол. Он пошутил, что в моей сумочке должно быть больше отделений. Я же предложила ему сделать сумку поменьше, чем его чемодан, но достаточно вместительную, чтобы положить туда много вещей.Джейн Биркин
Джейн Биркин с сумкой Birkin. Фото: Alaca Press / Alamy
Джейн Биркин с сумкой Birkin. Фото: Vogue
Дюма учел слова актрисы и создал эскиз новой удобной модели буквально с помощью подручных средств. Вскоре Джейн пригласили в офис Hermès, чтобы доработать детали и финализировать дизайн. Именно актриса, в честь которой была названа модель, стала первой обладательницей Birkin.
Модное сообщество не сразу признало новинку. В середине 1980-х на рынке роскоши доминировали аксессуары Chanel с ярким дизайном и выделяющимся логотипом. Модель Hermès получила мировую известность в 1990-х годах, когда активно развивался тренд на it-bags, то есть мгновенно узнаваемые сумки премиального качества. Особую роль в популяризации новой it-bag сыграла певица и дизайнер Виктория Бекхэм, которая на тот момент находилась в центре внимания модного сообщества и часто дополняла свои образы сумкой Birkin. Модель стала еще более желанным объектом после того, как появилась в одной из серий сериала «Секс в большом городе». В эпизоде героиня сериала Саманта пыталась получить этот аксессуар без листа ожидания вопреки правилам бренда, но сделать ей этого не удалось.
Виктория Бекхэм с сумкой Birkin. Фото: Mark Campbell/Shutterstock
Хайди Клум с сумкой Birkin. Фото: © Bauer-Griffin/GC Images / Getty Images
Интересно, что в 2015 году организация РЕТА (People for the Ethical Treatment of Animals) зафиксировала жестокое обращение с крокодилами на ферме, которая поставляет кожу для Hermès. Шокированная событиями Биркин попросила убрать ее имя с сумок. Однако после внутреннего расследования бренд опроверг заявления РЕТА, и название модели не изменилось.
Сумка для избранных
Как любой модный дом класса люкс, Hermès стремится создавать безупречно качественные и роскошные вещи, которые прослужат много лет и подчеркнут элитарность и статус своего владельца. Так, на изготовление одной сумки уходит от 15 до 30 часов: мастера шьют их вручную в основном из натуральной телячьей кожи с использованием фирменного стежка. Если такой шов выполнен правильно, он обеспечивает долговечность изделия. Внутренняя подкладка тоже выполнена из кожи, что подчеркивает целостность дизайна. Размер сумки варьируется от 25 до 40 см, а ее вес достигает одного килограмма.
Фото: Timothy A. Clary / AFP / Getty Images
Приобрести сумку Birkin непросто: покупатель должен быть предан бренду в течение долгого времени, осознавать и разделять его ценности. Чтобы стать владельцем легендарной модели, нужно записаться в лист ожидания, параллельно с этим покупая другие вещи модного дома. Ожидание заветного аксессуара может продлиться от нескольких месяцев до шести лет, причем за один год покупатель вправе приобрести только две сумки. Такие жесткие ограничения накладываются не только на клиентов, но и на бутики бренда. Каждый год в магазины Hermès попадает лишь одна линейка Birkin в классических цветах и две — в более редких.
Фото: Hermès
Стоимость классической модели Birkin начинается от 10 000 долларов. Но существуют и более дорогие варианты из экзотических материалов. Например, Hermès Birkin Himalayan из редкой кожи аллигатора с фурнитурой из белого золота с бриллиантами в 2022 году была продана на аукционе Sotheby's за 252 000 долларов.
Hermès Birkin Himalayan
Во многом именно из-за недоступности аксессуара его цена на аукционах и ресейл-платформах может быть значительно выше изначальной стоимости. Кроме того, на торгах можно приобрести наиболее редкие модели Birkin.
The Birkin Shadow
Модель The Birkin Shadow создана в 2009 году по эскизам на тот момент креативного директора дома Жан-Поля Готье. Он оформил сумку в классическом стиле Birkin с тиснением основных деталей. Спустя десятилетие The Birkin Shadow появилась в рамках лимитированной коллекции. В 2024 году модель в черно-серой палитре 2010 года ушла с молотка на аукционе Christie’s за 18 900 долларов.
The Birkin Picnic
В 2022 году модный дом представил новую модель The Birkin Picnic. Это одна из немногих сумок бренда, в основе которой используется не только кожа, но и плетение из ивы. Hermès выпустил ее в нескольких цветах: классическом карамельном, коричневом, белом, черном, розовом и мятном. В 2023 году стоимость модели варьировалась от 60 0000 до 70 000 долларов.
The Birkin Faubourg
Фото: Christie’s
Hermès представил небольшое количество экземпляров этой модели в 2019 году: в светло-коричневом и синем оттенках, а также в более редких — черном и цвете «пасмурных дней». На сумке дизайнеры изобразили фасад бутика Hermès в Париже. В 2024 году редкая вариация The Birkin Faubourg была продана за 214 000 долларов.
Vert D'eau Matte Alligator Birkin
Модель мятного оттенка была анонсирована модным домом в 2023 году. Hermès использовал для ее создания кожу аллигатора и золотую фурнитуру. Это редкое сочетание материалов сделало сумку особенным лотом в коллекции дома. Сейчас ее цена на сайте аукционного дома Sotheby’s достигает 130 000 долларов.
Для тех, кто хочет обладать культовой сумкой, важен не столько факт ее покупки, сколько эмоции, которые она дарит благодаря узнаваемому дизайну и воплощающему собой престижу. Даже спустя 40 лет эта модель, ценность которой определяется выверенным мастерством, премиальными материалами и феноменом поп-культуры, продолжает оставаться символом роскоши и эксклюзивности, устанавливая все новые рекорды на торгах.
Фото на обложке: Hermès.