Кружева Оливье Тейскенса: что смотреть на выставке в Кале
15 июня в Музее кружев и моды во французском Кале открывается выставка Оливье Тейскенса. За 20 лет работы в мире моды бельгийский дизайнер успел отметиться в роли креативного директора таких именитых домов, как Rochas, Nina Ricci и Theory, а сегодня возглавляет собственный бренд — Olivier Theyskens. Известный своей мрачно-романтической эстетикой, он описывает свою работу с кружевом как «привычку». Эта ткань встречается в его творчестве повсеместно.
Кале — портовый городок на северном побережье Франции, в двух шагах от Бельгии и Великобритании. В мире он известен, прежде всего, производством кружева, которое используют в своих коллекциях главные модные дома: Chanel, Valentino, Dior… Нынешний музей кружева находится на старой фабрике по производству кружевов, в его коллекции — не только сами кружева, но и, например, машины (прессы и шпульные диски), которые позволяют создавать тонкую волнующую ткань. Тейскенс все это использует в своей экспозиции: предметы из собственных коллекций он умело миксует с многочисленными артефактами музейной коллекции, сплетая нарратив, в котором прошлое вступает в диалог с настоящим.
Такое заигрывание с прошлым особенно интересно в контексте личной истории дизайнера. Собственный бренд он основал еще в 1997 году, как только бросил школу моды, но следующие два десятка лет создавал вещи под чужими именами: сначала Rochas, затем Nina Ricci и, наконец, Theory. Olivier Theyskens ждал возрождения до 2016 года, когда Тейскенс открыл собственное ателье в потрясающем историческом здании в центре Парижа.
«Я как раз сделал ретроспективную выставку в Музей моды в Антверпене, когда музей Кале предложил мне рассказать что-то о своем творчестве», — вспоминает Тейскенс (Выставка в MoMu проходила в ноябре-марте 2017/18 года — прим. ред.). «Я не думал, что стану делать еще одну выставку, но это было интересно, потому что они предлагожили совсем другой подход: в MoMu все было подчинено хронологии, а здесь они хотели, чтобы я сконцентрировался на своем творческом процессе и работе с кружевами. Они дали мне карт-бланш на работу с коллекцией музея, и начался диалог между прошлым и настоящим».
Оливье Тейскенс
Получившаяся выставка — то, что дизайнер называет «эмоциональным» опытом, попыткой проиллюстрировать неуловимую магию ткани. Тейскенс был очарован кружевами с детства: бабушка даже собирала для него старые обрезки, которые потом вдохновили дизайнера на многие кружевные платья. Выставка «Olivier Theyskens, In Praesentia» — это буквально обрывки воспоминаний дизайнера, его размышления на разные темы, от ностальгии по прошлому до иллюзий и магнетического воздействия черного цвета.
«Меня заинтересовали некоторые вещи, связанные с производством кружев: мебель, инструменты, — рассказывает дизайнер. — Когда я работал в Rochas и ходил на фабрику, я был поражен окружающей средой. Кружево очень деликатное, очень замысловатое, тонкое, хрупкое, дотошное, а среда чрезвычайно брутальная: машины очень тяжелые, старые, шумные и пыльные. Мне нравится этот контраст». На выставке кружевные платья Тейскенса соседствуют со старыми деревянными манекенами, лестницами, сундуками, катушками и прочими фрагментами громадных машин. А в итоге выходит, что диапазон «Olivier Theyskens, In Praesentia» гораздо шире, чем у типичной ретроспективы. Это не поэтапный маршрут по творчеству дизайнера, а захватывающее путешествие в его творческий разум, будоражащий и смелый.
Выставка пройдет до 5 января 2020 года. Подборную информацию можно найти на сайте музея кружев и моды.
Фото из архива Музея кружев и моды в Кале