Эволюция предметного дизайна: что смотреть на новой постоянной экспозиции во Всероссийском музее декоративного искусства
Два года назад команда Всероссийского музея декоративного искусства приступила к реализации нового проекта, связанного с историей дизайна. Результатом работы стала открывшаяся недавно постоянная экспозиция отечественного дизайна XX-XXI веков — дебютная в стране. В рамках проекта «Вещь! Ре/Конструкция» музей представляет знаковые объекты из собственного собрания и частных коллекций, каждый из которых позволяет проследить за эволюцией творческих идей, форм и подходов к проектированию. Вместе с куратором Верой Савельевой погружаемся в концепцию экспозиции и рассказываем, что на ней можно увидеть.
Дизайн как отражение эпохи
Экспозиция «Вещь! Ре/Конструкция» выросла из стремления музея сформировать собственную коллекцию отечественного дизайна, объединив под одной крышей значимые для истории объекты. Начиная с 2021 года команда разрабатывала концепцию и отбирала предметы. В рамках подготовки музей показал выставку-инсталляцию «Вещь! Предметный разговор» с самыми необычными и малоизвестными экспонатами, а уже 20 мая 2023 года для зрителей открыла двери первая в стране постоянная экспозиция российского предметного дизайна.
В качестве временной точки отсчета музей выбрал 1920-е годы: именно в этот период зародилась школа ВХУТЕМАС, в которой основы дизайна начали преподавать как единство искусства и техники. Кардинальная реформа творческого образования способствовала созданию новаторских объектов, которые и показывают во Всероссийском музее декоративного искусства.
Тематическая зона «Искусство — в быт»
На экспозиции представлена том числе серия реконструкций не сохранившихся до наших дней проектов XX века. Они соседствуют с экспериментальными работами современных предметных дизайнеров, интегрированных в общий повествовательный контекст.
Как устроена экспозиция
Генеральная концепция экспозиции сформирована 80-ю экспонатами не только из фонда предметного дизайна, но и из других фондов музея, а также частных коллекций. По словам Веры Савельевой, в будущем некоторые предметы могут точечно меняться, но без потери общего смысла выставки. Все объекты размещены в рамках пяти тематических зон.
«Искусство — в быт»
Первая тематическая зона позволяет зрителям погрузиться в эпоху, которая стала стартом системного развития промышленного дизайна в стране. Здесь команда воссоздала эталонные жилые интерьеры 1960-1980-х годов, на примере которых прослеживается смена стиля и образа обитаемого пространства.
Гости экспозиции смогут проследить влияние на интерьеры сначала расселения коммунальных квартир и переезда в малогабаритные «хрущевки», а затем — отхода от жесткого функционализма в сторону большей эмоциональности и образности предметного окружения. Образцы прибалтийской и московской мебели, эксперименты с ар-деко и аэростилем — все это характерные черты эпохи. Кроме того, в первой зоне разместились воссозданные образцы обоев из архива Московской обойной фабрики и уникальное стекло из фондов Всероссийского музея декоративного искусства.
«ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН»
Новый человек эпохи СССР требовал нового дизайнерского подхода. В этой зоне кураторы рассказывают о поиске универсального метода проектирования, а также попытке реализации на практике идеи реорганизации жизненного пространства человека с учетом целесообразности и рациональности каждого элемента предметно-бытовой среды. Яркий экспонат этой зоны — серия из трех напольных светильников-торшеров для кафе «Питтореск».
«Концептуальный дизайн»
Третья зона знакомит посетителей с понятием визуальной метафоры, созданием нестандартного образа привычного предмета с учетом идеи индивидуализации жилой среды. Эта концепция возникла как ответ на сухую и бездушную стандартизированную мебель, которая наполняла среднестатистические квартиры. «Новый, “психологический” образ рождается из соединения обыденной формы стола или стула с неким театрализованным, “волшебным” эффектом — безликая вещь на наших глазах начинает раскрывать свою сущность», — дополняет куратор.
«Эксперимент в дизайне»
Зона наглядно демонстрирует, как неординарная ситуация определяет эстетику и материально-технологические качества вещи. Здесь куратор объединила смелые и оригинальные проекты, связанные с переосмыслением концепции «экодизайна» и позволяющие по-новому взглянуть на советский дизайн 1970-х годов. Тема экологии раскрывается прежде всего как идея разумного использования пространства, освоения малой жилой территории посредством нестандартных решений.
Два наиболее ярких примера в этом ряду «экосистем» — проект «Мебар» Александра Сикачева и Ирины Лучковой и комплект картонной мебели для конгресса ИКСИД в Москве от Виктора Зенкова, Александра Ермолаева и Евгения Богданова.
«Авторский эксперимент»
Куратор намеренно не выделила зону, посвященную современному авторскому дизайну, в отдельный блок: объекты дизайнеров конца XX и XXI веков помещены в общий контекст, позволяя провести параллели между новаторскими открытиями прошлого и работами современных российских дизайнеров.
Вера Савельева куратор экспозиции, заведующий фондом предметного дизайна Всероссийского музея декоративного искусстваЭкспозиция не повествует об интерьерных стилях с четким зонированием по эпохам (конструктивизм, сталинский ампир, модернизм, постмодернизм). Я ставила перед собой задачу по созданию иной концепции — выставки о проектных моделях в дизайне, меняющихся в соответствии с социальными и политическими вызовами времени. Мы хотим показать преемственность творческой идеи, познакомить аудиторию с персональными работами и достижениями знаковых дизайнеров своего времени, актуализировать достижения советской культуры в области дизайна и привлечь внимание к наиболее значимым, но неизвестным широкой публике авторам.
Фото: Василий Хуртин; © Савельева, Юдина-Надеждина. Все фотографии предоставлены Всероссийским музеем декоративного искусства.