Свежий взгляд художников на мегаполис: что показывают на выставке «Город [следы и тропы]» в HSE ART GALLERY
В пространстве HSE ART GALLERY на Винзаводе стартовал новый выставочный сезон: он открылся групповым проектом, участники которого исследуют и осмысляют современное городское пространство. Куратор экспозиции, Пьер-Кристиан Броше, предложил объединить на одной площадке работы молодых художников – студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ – и известных авторов из собственной коллекции. Рассказываем, как и с помощью каких медиумов участники проекта формируют новое видение среды мегаполиса и что демонстрирует получившийся диалог двух поколений художников.
«Художник — это оператор, обнаруживающий и делающий видимыми силы, которые иначе остались бы невидимыми. Он выявляет знаки и следы, проходя по тропинкам, известным только ему самому и необходимым для его существования как художника», — так описывает концепцию проекта Пьер-Кристиан Броше, куратор новой выставки HSE ART GALLERY, коллекционер и преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Экспозиция включает в себя произведения авторов, которые живут в городском пространстве и которые по-своему видят и осмысляют его. В то же время отобранные для выставки художники представляют разные поколения, а значит, используют различные медиумы. По словам куратора, молодые авторы мастерски играют с виртуальным пространством, стирая границу между физическим и диджитал-миром. Таким образом, на выставке можно наблюдать контраст баннеров, видео, фото, компьютерного монтажа и других современных медиумов с более классическими и брутальными материалами — бетоном, песком, металлом.
Работы художников
Место сбоя, 2022
REALITY CHECK, 2024Ксения Анненко
«Место сбоя». Фото: Рита Умнова
REALITY CHECK. Фото: Рита Умнова
Как отмечает куратор выставки, показанные рядом две работы Ксении Анненко являются ярким примером сочетания реальных и виртуальных инструментов в искусстве. Так, инсталляция «Место сбоя» создана методом цифрового коллажа и цифровой печати, в то время как в работе REALITY CHECK автор прибегает к более классической художественной технике, используя холст и акрил.
Глаза Вражека, 2020Кирилл Кто
Фото: Рита Умнова
Эту групповую работу из коллекции куратора, созданную стрит-артистом Кириллом Кто в сотрудничестве с другими авторами и даже работниками ЖКХ, сам Пьер-Кристиан Броше считает одним из ярких экспонатов выставки. По его словам, произведение объединяет близких по духу и образу мысли художников и как нельзя лучше отражает искусство сегодняшнего дня. «Она как камеры, следящие за перемещением людей на улице. Но в этом случае мы смотрим на работу, которая смотрит на нас», — описывает работу куратор.
НАИЗНАНКУ, 2024 Елена Лапина
В своей работе студентка образовательного профиля «Фотография» Школы дизайна НИУ ВШЭ Елена Лапина размышляет о феномене массовой утомленности. Тела и лица моделей на крупноформатных снимках пронизывают изнуренность и усталость, которые, по мнению автора, особенно заметны на фоне стремительного городского ритма и скорости современной жизни. «Мы либо окаменели, либо размякли. Возможно, нас вывернули наизнанку, и мы перестали существовать», — комментирует она в описании работы, созданной методом баннерной печати.
Перед распадом 2.0, 2024 Мария Рогова
Фото: Рита Умнова
Работа «Перед распадом 2.0» стала более расширенным продолжением исследования Марией Роговой темы толпы. В инсталляции толпа предстает как неоднородная и неорганизованная структура, которая может распасться в любой момент. Художница хаотично разместила вырезанные из рекламных баннеров изображения людей, которые, хоть и касаются друг друга, но уже не являются крепкой единой структурой.
Указатели для обозначений, 2024 Ярослава Трояновская
Отправной точкой при создании работы «Указатели для обозначений» выступили технические надписи на стенах, который обычно используются для обозначения систем водоснабжения, тепловых сетей и канализации. По задумке автора, вырванные из привычного контекста, они становятся похожи на загадочные рунические символы. Ярослава Трояновская использовала найденные на улицах камни, на которые нанесла гравировку в виде этих символов — таким образом они превратились в мистические артефакты и следы настоящего времени.
Дома, арки, дверные проёмы, 2024 Агата Гафарова
Фото: Рита Умнова
Конструкции из листов черного металла формируют инсталляцию «Дома, арки, дверные проёмы» Агаты Гафаровой. Автор называет их порталами, которые ведут зрителя из реальности в «цикл вечного городского вращения». В этой работе городская среда выступает метафорой скоротечного и непрерывного движения, будь то просто перемещения с одной улицы на другую или же переход в новые статусы и виды взаимоотношений.
Объединение двух поколений на одной выставке показывает, что художники — это одна большая семья. Задаваться вопросами, выявлять следы, которые они обнаруживают, — вот главная роль художника. И эта выставка показывает, что темы города – одиночество в толпе, постоянный контроль, поиск интеграции в сообщество, внутренний комфорт и административное управление нашим счастьем технократами – являются частью городского опыта. Но этот диалог также показывает, что произведения искусства не имеют фиксированной интерпретации. Мы смотрим на них через призму современности, что дает возможность переосмыслить произведения из моей коллекции, авторы которых, несомненно, уже вошли в историю современного российского искусства, глазами наших студентов.
Выставка «Город [следы и тропы]» открыта до 16 октября 2024 года.
Фото на обложке: Рита Умнова.