
Балансирующая арка, склад материалов и кочевая библиотека: эффектные инсталляции Венецианской архитектурной биеннале
В конце мая в Венеции стартовала 18-я архитектурная биеннале. Масштабная выставка под общей темой «Лаборатория будущего» развернется здесь до 26 ноября — в течение этих шести месяцев в традиционных локациях биеннале и по всему городу можно увидеть амбициозные проекты современных архитекторов и художников. Собрали наиболее эффектные инсталляции и павильоны, чьи авторы – напрямую или косвенно – предлагают поразмышлять о проблемах настоящего, а также представляют варианты оптимистичного будущего.
Павильон Kwaee Дэвид Аджайе

Фото: Andrea Avezzù; Venice Architecture Biennale
Впервые за всю историю Венецианской архитектурной биеннале тема основной выставки ставит во главу угла Африку и африканскую диаспору. Куратор Лесли Локко предложила участникам исследовать «изменчивую и запутанную» культуру людей африканского происхождения. Ее идея отлично раскрывается на примере инсталляции Дэвида Аджайе. Архитектор спроектировал конусообразный павильон из темного дерева. Его название (Kwaee) продиктовано остроконечной формой и переводится с распространенного в Гане диалекта как «лес». Аджайе задумал структуру как место для общения и рефлексии: во время биеннале павильон станет площадкой для лекций и перформансов, посвященных будущему.


Фото: Andrea Avezzù; Venice Architecture Biennale
Выставка Open for Maintenance в национальном павильоне Германии Büro Juliane Greb, Summacumfemmer и ARCH+
Фото: Venice Architecture Biennale
64 национальных павильона, участвующих в биеннале, распределились между Венецианскими садами, Арсеналом и городским центром. Среди них особенно отличилась кураторская команда архитекторов из Büro Juliane Greb и Summacumfemmer, а также издателей и редакторов журнала ARCH+, представляющих Германию. Коллектив использовал материалы и строительные элементы из 40 прошлогодних инсталляций: все они были тщательно отобраны и отсортированы, чтобы стать полезными в восстановлении и обновлении пространств по всей Венеции. Архитекторы прежде всего хотели продемонстрировать нестандартные варианты работы с материалами. Так, инсталляции отсылают к распространенному в Берлине 1980-х годов движению Instandbesetzung, когда молодые люди, стремясь избежать призыва в армию, занимали и реставрировали пустующие здания вдоль Берлинской стены.
Инсталляция Angelus Novus Vault SOM и Form Finding Lab


Фото: Variante Artistica
Архитектурная студия SOM совместно с командой Form Finding Lab при Принстонском университете создала инсталляцию Angelus Novus Vault. Структура представляет собой самобалансирующуюся кирпичную арку. Примечательна не столько сама конструкция, сколько способ ее возведения, в котором задействованы технологии смешанной реальности. При создании инсталляции команда обратилась к традиционному методу строительства, который предполагает размещение кирпичей елочкой, в сочетании с инновационным подходом. Так, задумка авторов была реализована без каких-либо строительных чертежей: мастера работали в очках дополненной реальности, которые проецировали сложный геометрический узор на реальный участок.

Фото: Variante Artistica
Инсталляция Time and Chance Серж Аттуквей Клотти
Фото: Marco Zorzanello, La Biennale di Venezia
Тема африканской культуры продолжается в проекте художника из Ганы Сержа Аттуквея Клотти. Он разделен на две части: арт-объект в рамках основной выставки и перекликающуюся с ней конструкцию, подвешенную на верфи. Инсталляция состоит из найденных в Гане галлоновых контейнеров: изготовленные из ярко-желтого пластика, они были тщательно вырезаны и затем сшиты в единую структуру, которая прогибается и формируется под собственным весом. По словам автора проекта, его главной целью стало создание визуального контраста между промышленными элементами и исторической архитектурой, а также исследование мировых материальных культур.
Экспозиция Girjegumpi: The Sámi Architecture Library в Северном павильоне Джоар Нанго, Карлос Мингес Карраск и Джеймс Тейлор-Фостер
Фото: Laurian Ghinițoiu
В Северном павильоне, который по традиции представляет Норвегию, Швецию и Финляндию, разместилась «кочевая библиотека». Созданная архитектором Джоаром Нанго, она включает в себя более 500 книг, посвященных развитию архитектуры и дизайна народа саами за последние 15 лет. Библиотека представляет собой небольшую передвижную хижину, которую можно перемещать при помощи снегохода. Дополненная архивными материалами – снимками, фильмами и объектами быта, – экспозиция функционирует как общественное пространство: сюда можно прийти, чтобы отдохнуть и почитать понравившееся издание.
На обложке: инсталляция Time and Chance, Serge Attukwei Clottey. Фото: Marco Zorzanello, La Biennale di Venezia.