Как привлечь внимание к городской среде: пространства, которые изменились за годы проведения фестиваля INTERVALS
В конце лета в Нижний Новгород возвращается ежегодный фестиваль INTERVALS. Масштабная медиавыставка традиционно объединит художников со всего мира и охватит исторический центр города. Важная миссия команды — работа с архитектурными локациями: начиная с 2017 года в том числе благодаря фестивалю несколько популярных городских пространств приобрели новые функции или полностью преобразились. Рассказываем о самых ярких примерах работы с городской средой посредством интеграции в нее медиаискусства в новом материале.
Академия Маяк
Швейная фабрика «Маяк» (1985)
Академия Маяк расположена между Рождественской улицей и Нижневолжской набережной. Четырехэтажное сооружение, в котором сочетаются модерн и псевдоготический стиль, — творение известного архитектора Федора Шехтеля. Выделяющееся на фоне городской застройки здание долгое время пустовало, а его историю многие забыли. Между тем постройка может похвастаться интересным прошлым: когда-то здесь располагалось первое нижегородское швейное производство. После 2014 года фабрика стояла в запустении, и вплоть до 2019 года вход в здание для горожан был закрыт.
Одним из первых и самых ярких событий, прошедших на этом месте, стал фестиваль INTERVALS 2019: тогда команда показала инсталляцию 8.0 от 404.zero внутри еще не реконструированных интерьеров, а также мэппинг на фасаде здания. Любопытно, что из-за загрязнений на окнах их даже не пришлось заклеивать — проекция прекрасно ложилась на слои пыли. С тех пор о «Маяке» узнало множество горожан, здание стало визитной карточкой фестиваля и города, а в 2022 году завершилась его реставрация.
Мэппинги на здании «Маяка» в рамках фестиваля INTERVALS
Реставраторы восстановили узнаваемые элементы объекта, в том числе кирпич, металлические конструкции пинаклей, штукатурку и лепной декор. Теперь Академия Маяк — это культурно-просветительская площадка, ориентированная на молодых инженеров, ученых и предпринимателей с современным выставочным пространством, учебными аудиториями, лекторием и кофейней по проекту Fruit Design Studio. В этом году в рамках фестиваля жители и гости Нижнего Новгорода вновь смогут увидеть мэппинг на фасаде «Маяка»: проекции покажет студия The Fox, The Folks из Индонезии, художник Filip Roca из Испании, а также российские команды Bestereo° и dreamlaser в коллаборации с «Тинькофф».
Здание и интерьер Академии Маяк сейчас
Ольга Клевер историк, культурологС готическим зданием «Маяка» соседствует немало легенд. Мистика связана прежде всего с инициаторами строительства и обладателями земли, на которой было возведено здание, — Рукавишниковыми. За очень короткий срок они проделали путь от крепостных крестьян до самой богатой и влиятельной семьи в городе. Такой быстрый взлет благосостояния суеверные горожане, конечно, связали с участием нечистой силы. Другой городской миф связан с «железным стариком» Михаилом Григорьевичем, который якобы появлялся в окнах второго этажа «Маяка».
Стрелка: Пакгаузы и Ярмарочная фильтровальная станция
Пакгаузы на Стрелке в начале проекта реконструкции
Мыс Стрелки считается одной из знаковых достопримечательностей Нижнего Новгорода. Именно здесь сливаются две реки – Ока и Волга, – благодаря чему на этом месте долгое время находился грузовой порт. Сегодня на территории Стрелки можно увидеть необычные металлические конструкции — наследие локации, недалеко от которой в XX веке прошла крупная промышленно-художественная выставка. Ажурные железные каркасы нашли случайно в портовых ангарах во время подготовки к Чемпионату мира по футболу в 2015 году, и благодаря упорству градозащитников и воле случая утерянные выставочные павильоны удалось сохранить.
Световая динамическая инсталляция Ивана Кабалина и Марии Олейниковой в пакгаузах на фестивале INTERVALS 2019
Пакгаузы выступили одной из площадок медиавыставки INTERVALS в 2019 году — именно тогда жители города и гости фестиваля смогли впервые рассмотреть необычные конструкции вблизи, а уже спустя год начались работы по их восстановлению. Постепенно пакгаузы стали отдельной достопримечательностью Стрелки. После завершения проекта благоустройства здесь появился концертный зал на 400 мест и галерейное пространство, а также зона для прогулок, откуда можно насладиться видом на историческую часть города. Отсюда же легко увидеть и Академию Маяк.
Концертный пакгауз сейчас
Кирилл Бросалин архитектор, заместитель руководителя Института развития городской среды Нижегородской областиСейчас, когда к Чемпионату мира по футболу 2018 большинство конструкций порта было снесено, на территории осталось несколько исторических объектов, спасенных экспертами в последние годы. Среди них и конструкции пакгаузов, являвшихся частью центрального павильона ВПХВ 1896 года. Пакгаузы обрели новую жизнь, в них появились павильоны — выставочный и концертный. Сделаны они так, что сами металлические конструкции не несут никакой нагрузки кроме собственного веса, оставаясь лишь визуальным обрамлением для новых зданий внутри. Поэтому сейчас для них самое «легкое» с конструктивной точки зрения время, особенно по сравнению с их предыдущей историей.Стрелка сейчас — это пространство эксперимента, в том числе и для городского искусства. Помимо экспозиционных и перформативных форматов в Пакгаузах, на самой территории бывшего порта создано много мест и технических возможностей для интеграции мультимедийных и других арт-объектов, проведения мероприятий; для того, чтобы пробовать и формулировать культурное и сценарное наполнение территории в будущем.
Ярмарочная фильтровальная станция перед началом реставрации (2019) и после ее завершения (2023)
Другая важная для истории города локация, относящаяся к Стрелке, — Ярмарочная фильтровальная станция. Здесь очищали проточную воду из близлежащих Оки и Волги, которой затем снабжали знаменитую Нижегородскую ярмарку. Двухэтажная кирпичная постройка в стиле функционального модерна перенесла пожар и послереволюционные годы, однако все равно пришла в запустение. К 800-летию города сооружение восстановили, вернув ему оригинальный облик фасадов.
В этом году Ярмарочная фильтровальная станция станет одной из локаций INTERVALS: внутри еще не готовых интерьеров будет представлена работа команды -.618. Организаторы фестиваля надеются, что внимание широкой публики поспособствует тому, чтобы судьба здания наконец решилась.
ЦЕХ *
Строительство нового корпуса «Нижполиграфа» (1980-е)
Когда-то на месте этого мультимедиа-арт-пространства в самом сердце города – одной из сегодняшних точек притяжения для гостей и жителей Нижнего Новгорода – располагался печатный цех издательского производства «Нижполиграф». В своем первоначальном виде промышленная площадка существовала с 1989 по 2019 год. За переосмысление важной для города локации, в частности – одного из ее бывших печатных цехов площадью 1000 квадратных метров, в 2020 году взялась команда студии мультимедийных технологий dreamlaser, которая также выступает организаторами INTERVALS. Своей главной задачей коллектив обозначил начало диалога между широкой публикой и арт-миром, а также показ медиаинсталляций от известных художников не только в даты фестиваля, а круглый год. В скором времени Нижполиграф ждут новые перемены: местные власти планируют превратить его в образовательно-производственный креативный кластер.
Сегодня ЦЕХ * — это еще и домашняя локация фестиваля INTERVALS, а также «штаб-квартира» команды. После превращения индустриального здания в современное общественное пространство здесь состоялся не один десяток медиавыставок. Были показаны такие проекты, как a.r.r.c и A.R.R.C 2.0, Anaconda от студии С Е Т А П, инсталляция от 404.zero, IN-LINE от Nohlab, выставка «Смешанная техника» и другие. А уже в конце лета в рамках фестиваля INTERVALS 2023 здесь будет представлена новая, впечатляющая своим масштабом инсталляция.
Пространство ЦЕХ * сейчас
Ксюша Чеховская куратор фестиваля INTERVALSСегодня по всему миру прослеживается тенденция демонстрации медиаискусства именно на промышленных площадках. Бывшие цеха, портовые склады, хранилища — это сооружения внушительных размеров, с гигантскими внутренними пространствами, которые были необходимы для производственных процессов и оборудования. Их нельзя назвать сомасштабными человеку — они очень отличаются от привычной архитектуры жилых и общественных зданий. Побывать на такой площадке — интересный опыт.Размеры пространства также дают возможность для установки монументальных сетапов или создания многоэтапного погружения в инсталляцию, что помогает достичь наибольшей иммерсивности. Сами художники обычно тоже вдохновляются индустриальной эстетикой, иногда даже выводя ее на первый план. Думаю, поэтому в развивающихся креативных кластерах на бывших заводских территориях так часто можно встретить медиаарт-галерею.
Посмотреть на эти и другие знаковые локации города через призму медиаискусства можно будет на фестивале INTERVALS, который пройдет в Нижнем Новгороде с 25 по 27 августа.
На обложке: проекция студии FLIGHTGRAF на здание Академии Маяк на фестивале INTERVALS 2022.