Экологичное соседство: как и для чего природа вписывается в архитектуру мегаполисов
В последние годы количество жителей мегаполисов постоянно растет. Это вполне объяснимо — люди привыкают к инфраструктуре и удобству, потенциалу образования, высоким скоростям и карьерным возможностям. Города разрастаются, «наступая» на малоэтажные поселения и бывшие зеленые территории. Однако для безопасного урбанистического роста важно сохранять природу и придерживаться взвешенного стратегического планирования, рассчитанного на десятилетия вперед. Как это реализовывается на практике, рассказывает ландшафтный архитектор Ольга Андросенко.
Ольга Андросенколандшафтный архитектор, член правления «Московского объединения ландшафтных архитекторов», спикер Центрального Дома Архитекторов
Зеленые зоны для улучшения экологии и экономики городов
Обилие зеленый зон в городе — это не только эстетически приятно, но и полезно для всех его обитателей. Озелененные территории решают сразу несколько важных задач. Вот лишь некоторые из них:
- Улучшение качества воздуха и климата в целом. Деревья и растения снижают температуру города летом, отводят ливневые воды, не перегружая городские сети. Деревья между зданиями защищают от ветра и пыли.
- Отведение воды с запечатанных поверхностей. Постепенно вода впитывается и испаряется, а при необходимости — фильтруется и отводится.
- Сохранение биоразнообразия. Зеленые зоны будут более устойчивыми, если их связать между собой аналогичными коридорами. Зато при сохранении биоразнообразия они станут более пластичными к постоянным изменениям.
- Если же такие территории разделены на мелкие участки, это может пагубно сказаться на растительности, флоре и фауне: их будет сложно поддерживать в жизнеспособном состоянии.
Ухоженная и экологически чистая городская среда еще и экономически выгодна: она привлекает туристов и инвесторов. Туристы приезжают за впечатляющей природой, а инвесторы и предприниматели стремятся вкладывать деньги в города с высоким качеством жизни. Кроме того, отдых в городской природе может разнообразить и упростить семейный досуг, что приведет к меньшим затратам на лечение и поездки на «настоящую» природу. Эти преимущества можно измерить в деньгах, которые имеют общественную ценность.
Развитие ландшафтной архитектуры в мегаполисах
Есть много городов, где парки и скверы стали неотъемлемой частью инфраструктуры. В Нью-Йорке всемирно известный парк Хай-Лайн (High Line) появился в результате переосмысления неиспользуемой железной дороги. Сегодня он — одна из туристических достопримечательностей города.
В Москве такие зоны с новыми функциями за последние несколько лет появились в Парке Горького и Сокольниках, а Крымская набережная благодаря озеленению и насыщению новыми функциями стала одним из любимых мест горожан для прогулок.
В Казани набережные озер Кабан — притягательное место, спроектированное с учетом лучших мировых практик и насыщенное рекреационными функциями. Помимо прогулочного маршрута, новых видовых точек и разведения потоков пешеходов и велосипедистов, набережные могут становиться площадками для представлений, местами проведения экскурсий по современному ассортименту растений и особенностям их содержания.
Фото: набережная в Казани. Фото: Инде
Особое внимание привлекает система биофильтров — каскад из растений, позволяющий очищать воду когда-то очень загрязненного озера. Восторг у всех вызывают игры с водой — система шлюзов и вентилей, тренирующих навыки командной работы. Инженерные решения позволяют нивелировать шум от интенсивного автомобильного движения рядом, а подсветка набережных помогает не только функционально увеличить суточную активность посетителей, но и сделать это эстетично и безопасно.
Эти проекты важны и нужны; у них ресурсоемкое обслуживание, которое оправдано и многократно окупается привлечением туристов и активных местных жителей. Некоторые международные инициативы помогают в этом, объединяя участников по всему миру, — например, проект «Биофильные города». При этом необходимо понимать и учитывать баланс затрат на содержание озелененной территории и объектов на ней и окупаемости таких затрат. Чем больше сооружений, площадок, оборудования, тем более затратной будет эксплуатация такого объекта, а бюджеты на содержание имеют горизонт планирования всего несколько лет.
Важно минимально вмешиваться в существующие устойчивые системы, если целью не ставятся сиюминутные выгоды.
Москва, ООПТ Природно-исторический парк «Москворецкий». Фото: Ольга Андросенко
Сейчас при проектировании объектов благоустройства иногда используются партисипаторные практики: архитекторы сотрудничают с пользователями, чтобы выявить проблемы и найти компромиссы. Это хорошо, потому что люди имеют разные представления о функциях, но есть и минусы — жители и другие участники (бизнес, образование, арендаторы) зачастую хотят несбыточного, не понимая действующих норм и актуальных практик.
Иногда случаются кейсы отмены благоустройства. Например, несколько лет назад в столичном районе Строгино объявили международный конкурс на благоустройство берега Москвы-реки, но жители района, очень ценящие существующую природную территорию, совместно с экспертами смогли сохранить ее от масштабной застройки. Эта природная территория настолько интегрирована в повседневные практики жителей, что очень важна для них именно в существующем виде.
Москва, ООПТ Природно-исторический парк «Москворецкий». Фото: Ольга Андросенко
Сложности при создании зеленых зон
Сегодня можно наблюдать печальную тенденцию: в крупных городах становится все меньше свободных территорий для создания парков и скверов. Объекты развлечений и сервисов – от проката оборудования до мобильной торговли и ресторанов – зависят от погоды и интереса посетителей, а город должен заботиться о сохранении зеленых насаждений и балансе между сиюминутной выгодой и долгосрочными стратегиями.
Также возникают трудности с эксплуатацией и уходом. Так, до сих пор не утихают дискуссии среди жителей, косить ли газон раз в неделю или раз в год. Специалисты знают, что разнотравье не нуждается в еженедельных покосах. Дворовые и прочие территории тоже необходимо детально исследовать для перевода газона из обыкновенного в разнотравный, если он по факту таким является.
Москва, ООПТ Природно-исторический парк «Москворецкий». Фото: Xurmina
Хорошо, когда бюджет проекта предусматривает соучастное проектирование, которое может способствовать его актуальной проработке, но обычно это не так.
Также есть проблема недостаточной квалификации сотрудников управляющих компаний или в целом отсутствия людей, готовых работать на предлагаемых условиях. А их стоит находить еще на этапе проектирования, ведь Для решения этой проблемы иногда на помощь приходят местные сообщества — активное участие жителей на этапе проектирования и реализации формирует причастность к результату и бережное отношение к территории.
Важно сохранять природные и озелененные территории и увеличивать количество новых. Природные комплексы — это источник многих экосистемных услуг, который требует меньше затрат, чем благоустройство с покрытиями и игровым оборудованием. Такой подход позволит строить долгосрочные планы без ущерба для комфорта жителей.
На обложке: парк Хай-Лайн в Нью-Йорке. Фото: Shutterstock.