Световые кольца, погружение под воду и извержение вулкана: какими инсталляциями запомнился фестиваль INTERVALS 2023
В конце августа поклонники медиаискусства собрались в Нижнем Новгороде на фестивале INTERVALS — самом масштабном событии этого жанра в стране. Знаковые архитектурные локации города преобразились благодаря работам от авторов из разных стран, включая Россию, Китай, Японию, Индонезию, Испанию и Австралию. Мы собрали несколько захватывающих проектов медиавыставки, а также расспросили их создателей о концепции и особенностях инсталляций.
AV-инсталляция COIL в мультимедиа-арт-пространстве ЦЕХ * Студия C Е Т А П
Команда студии C Е Т А П разработала мультимедийную аудиовизуальную инсталляцию COIL: она выглядела как подвесной тоннель, собранный из пяти массивных колец. По обеим сторонам конструкции располагались две платформы, которые по задумке авторов стали площадкой для размышлений и сформировали ощущение связи между зрителями, самой структурой и иммерсивной составляющей работы. Хотя COIL — самостоятельная и масштабируемая инсталляция, промышленная обстановка пространства ЦЕХ * еще больше усилила эффект от проекта. Одной из ключевых особенностей работы стали диодные экраны, которыми она выложена внутри и снаружи: по словам авторов, для их закрепления на кольцах пришлось импровизировать.
Команда студииC Е Т А П COIL концептуально поднимает тему связи сознания личности со временем и пространством. Однако нас, не только как художников, но и как дизайнеров и креаторов, в первую очередь интересует телесное ощущение от самой работы, определенная психология восприятия инсталляции. Здесь работает не столько символическое пространство, сколько форма, которая должна бескомпромиссно поглощать зрителя. Спираль сложно описать, в ней нужно раствориться.Пожалуй, самым сложным и проблематичным моментом для нас оказались сжатые сроки, так как в пространстве ЦЕХ * регулярно проходят выставки. Огромная благодарность команде dreamlaser, которая помогла найти необходимые материалы для установки LED-экранов поверх и внутри колец.
Видеоарт #FF0000 на фасаде концертного зала «Юпитер» Александр Абрамов
Работа #FF0000, интегрированная с помощью экранов в окна на фасаде здания, посвящена изучению красного цвета и построена на постоянном контрасте между формой и движением. Основной акцент Александр Абрамов сделал на непрерывном поиске идеального образа, способного передать притягательную, но одновременно отталкивающую сущность красного. Видеоарт был дополнен звуковым сопровождением, написанным специально для проекта в сотрудничестве со студией sphere.care. 90% сцен сделаны с использованием компьютерных симуляций. Такая динамика движения различных тканей, огня и дыма придавала работе генеративность, элемент случайности — ведь невозможно предугадать, как именно будет вести себя та или иная симуляция.
Александр Абрамов медиахудожникОсновные экраны для демонстрации работы были спрятаны внутри, за стеклом. Это позволило создать иллюзию пространства внутри здания, в котором формируются и существуют различные образы. При разработке видеоарта я старался это учитывать и обыгрывать фасад сооружения в каждой сцене, усиливая эту иллюзию. Я участвовал в фестивале уже в третий раз, поэтому понимал, что каждая площадка собирает большое количество зрителей. Знаю, что многие посетители хорошо запомнили работы прошлых лет, в которых я принимал участие. Мне до сих пор пишут и благодарят за проект, что очень приятно. Я рад, что работа нашла отклик у гостей фестиваля.
Инсталляция «Погружение» на мысе Стрелка Студия dreamlaser
Попадая в пространство инсталляции от студии dreamlaser, зрители проходили через световую завесу и погружались «под воду». Отсюда они могли рассмотреть городской пейзаж, открывающийся с амфитеатра у причала на нижегородской Стрелке — месте слияния Оки и Волги. Поскольку световая проекция заполняла пространство целиком, все, кто оказался внутри, становились частью происходящего. Инсталляция, таким образом, выстраивала сложное взаимодействие с контекстом места, природой и зрителем.
Главной сложностью в процессе работы над проектом оказалась сама локация, а точнее ее рельеф. Команда отмечает большое количество лестниц, которые необходимо было залить проекцией, однако опыт работы студии с различными поверхностями позволил решить задачу.
Анна Гагарина креативный продюсер
студии dreamlaserНиша на территории Стрелки сама по себе является интересным объектом. Весной эта территория частично погружается под воду. Разлив реки знаменует начало нового природного состояния, следующего этапа. Наша инсталляция определяет этот момент, возводит его до кульминации и предлагает каждому прожить и испытать глубинные чувства.С помощью инсталляции нам хотелось замедлить, остановить и немного вырвать из привычного состояния каждого зрителя. Часто мультимедийные инсталляции являются сложносоставным активным эмоциональным действием. Мы же, напротив, стремились создать медитативное состояние погружения под воду.
Медиаинсталляция Volcano в спортивном комплексе «Горадром» Студия Inty
В инсталляции Volcano команда Inty совместила две составляющие своей ДНК — мультимедиа-искусство и экстремальные виды спорта. Студия хотела сделать проект, подходящий как для спокойного созерцания, так и для катания райдеров. В результате получилась интерактивная парковая фигура высотой около 8 метров, вокруг которой команда установила двухметровую рампу. Внутри инсталляции заложены дым-машина, звуковое оборудование и датчики движения, а для поддержания атмосферы на территории парка были раскиданы лайтбоксы: их цвет синхронизировался с контентом на основной инсталляции.
Лиза Загвоздкина партнер студии IntyНашей локацией был скейт-парк «Горадрома», поэтому с характером инсталляции мы определились сразу. Самой сложной задачей стала попытка совместить фигуру для катания и диджитал-арт-объект. Сохранить масштаб, использовать световое и экранное оборудование, но при этом дать возможность райдерам взаимодействовать с фигурой. Кстати, последний пункт тоже стал для нас важным вызовом: мы хотели, чтобы инсталляция была интерактивная, поэтому разместили на ней датчики движения, которые реагировали на проезд райдера и влияли на контент в проекции, на экранах и LED-палках. Зрителям особенно понравилось, что в инсталляции был предусмотрен как спокойный режим работы вулкана, так и обратный отсчет и извержение — это создавало постоянное ожидание.
На обложке: инсталляция «Погружение» студии dreamlaser. Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля INTERVALS.