Искусство, меняющее город: 8 паблик-арт инсталляций от галереи JART
За последнее время паблик-арт стал одним из самых востребованных направлений среди авторов. Сегодня оно приобретает совершенно разные формы – от инсталляций и монументальных арт-объектов до диджитал-искусства, – а художники могут проявлять себя благодаря многочисленным конкурсам и выставочным проектам. Специально для Design Mate директор галереи JART Александр Корытов собрал восемь работ, которые позволяют по-новому взглянуть на привычную среду.
Александр Корытов директор галереи JART
Помимо персональных выставок современных художников, московская галерея JART реализует лэнд-арт и паблик-арт проекты, приглашая к участию ярких представителей этих направлений. Например, в рамках недавно завершившейся экспозиции «Правды нет» кураторы представили монументальную паблик-арт инсталляцию «Надувательство» от Ивана Горшкова и Дианы Мачулиной.
Прежде всего, паблик-арт подразумевает под собой игру со зрителем: художники «дирижируют» нашими чувствами и мыслями в природных или городских пространствах. Приведу несколько примеров подобных проектов из опыта продюсирования галереи JART.
В работе «Иконос» художник Валерий Кошляков выражает свой личный опыт; говорит о внутреннем мире и субъективном восприятии древних иконописных символов и техник их изображения. Сам автор сравнивает арт-объект с образом божественных ценностей и персональным храмом. Однако зрители интерпретировали сооружение как «корягу», «странный лесной кристалл» или «деревянный проект нового небоскреба Захи Хадид». При этом замысловатая скульптура получила и практическую функцию — через две недели после установки объекта в нем уже жила мышка и разместилась коллекция детских игрушек.
Валерий Кошляков, павильон «Иконос», 2020. Фото: Иван Ерофеев, галерея JART
Курорт «Пирогово», расположенный в Московской области, имеет в своей коллекции необычный арт-объект — павильон «Лабиринт» художницы Юлии Несис. Посреди лесной чащи гости натыкаются на ржавые сетки цилиндра, дно которого усыпано черным шунгитом, а промежутки «прозрачных» стен засажены папоротником, ростки которого развиваются по спирали. Пробираясь к центру, зритель может наблюдать лес сквозь сетчатые стены и погружаться в игру света и образов памяти. В самом сердце объекта художница предлагает взобраться на «капитанский мостик» и созерцать проделанный путь. Это абсолютно медитативный опыт — рекомендую.
Юлия Несис, павильон «Лабиринт». Фото: Иван Ерофеев, галерея JART
Для выставочного паблик-арт проекта «Уроборос» художник Виталий Пушницкий расчертил одно из зданий жилого комплекса Art Residence в Москве с помощью 25-метровой лестницы, уходящей в небо. Вырезанные квадраты холстов автор оформил в виде полиптиха с броуновским расположением работ — их галерея представила на ярмарке современного искусства Cosmoscow. Согласно нашему замыслу проект существовал в двух местах столицы одновременно.
«Со временем объект будет исчезать, физически разрушаясь, — от него останутся только ранее изъятые фрагменты, но они уже к нему не принадлежат. Так наше сознание будет лишь вспоминать прошлое, когда оно уйдет. Это входит в идею уробороса как конечности материального мира», — рассказывает Виталий Пушницкий о своей работе.
Виталий Пушницкий, инсталляция «Лестница». Фото: @bytoma, галерея JART
Звуковая инсталляция из коллекции Центра современного искусства «Сияние» под названием «Расписание кукушки», созданная арт-группой «Художественное уединение», дарит особые эмоции. Сейчас объект установлен в санатории «Изовела» в городе Апатиты. На темно-зеленом уголке с лампочкой размещено расписание звучания 15 видов кукушковых голосов со всего мира — от среднеазиатского вида до записи механического кукования настенных часов. Вокруг расписания художники расположили скрытые громкоговорители.
Группа «Художественное уединение», «Расписание кукушки». Фото: Иван Ерофеев, галерея JART
Интересным медиумом сейчас выступают надувные скульптуры как вид временной архитектуры парков, дач или лесов. Например, в нашем парке мы размещали работу Ирины Кориной «Отдыхающая развалина», которая представляет собой полуабстрактную форму из архитектурных элементов гравюр Джованни Пиранези. Классические элементы и образ сюрреалистической оживающей колонны привели к яркой реакции: объект стал предметом вандализма и любви публики одновременно.
Искусствовед и куратор Сергей Хачатуров сравнивает эту скульптуру с эмблемой из древнего каталога и одновременно с тортом: «Воспоминания о римских руинах с офортов Пиранези узнают себя в декоративной скульптуре советских жилых микрорайонов, кондитерских изделиях “Графские развалины” и значках социальных сетей».
Ирина Корина, надувная скульптура «Отдыхающая развалина». Фото: @bytoma, галерея JART
С художником Димой Филипповым галерею связывает многолетнее сотрудничество, которое началось с потрясающего проекта «Даль» для выставки «ЧА ЩА. Выставка в лесах». На берегу Пироговского водохранилища мы установили четыре трехметровые буквы, которые стали банальным и элегантным обозначением места. При обзоре скульптуры открывалась видовая перспектива, но особой популярностью пользовалась версия о том, что в работе фигурировала фамилия составителя толкового словаря середины XIX века Владимира Даля.
Через год мы подали проект на вторую московскую арт-премию и решили создать инсталляцию «Даль» в парке «Зарядье». Благодаря вовлеченности авангардной и неравнодушной команды парка нам удалось разработать лаконичное решение, проходящее через всю территорию парка и вплетенное в канонический вид на Кремль.
Дима Филиппов, «Даль». Фото: парк «Зарядье»; Иван Ерофеев, галерея JART
Закончить мне хотелось бы работой арт-группы «МишМаш» (Мария Сумнина и Михаил Лейкин) «Разрушимпостроим». Этот объект был создан к 2,5-миллионной годовщине существования человечества. Ярко-алый лозунг закручен в ленту мебиуса, обладающую любопытными свойствами: у нее нет изнанки, и она бесконечна. Так авторы выразили главную идею работы и манифест — разрушим, построим, разрушим, построим…
«МишМаш», инсталляция «Разрушимпостроим». Фото: @bytoma, галерея JART
На обложке: Юлия Несис, павильон «Лабиринт». Фото: Иван Ерофеев, галерея JART.