Стрит-арт для неравнодушных: 6 примеров актуального уличного искусства с фестиваля STENOGRAFFIA
Благодаря уральскому фестивалю STENOGRAFFIA архитектура Екатеринбурга ежегодно превращается в холст для российских и зарубежных стрит-арт художников. Авторы создают свободное от условностей, понятное каждому и нужное уличное искусство, позволяющее посмотреть на привычные здания под другим углом. Рассказываем о шести ярких работах этого года, которые отлично справляются с этой миссией.
MadzarevicWuper Kec
Фото: Павел Иванов
Сербский художник Дэян Иванович, известный под псевдонимом Wuper Kec, создал для фестиваля мурал Madzarevic. В центре работы изображен мужчина – отец друга художника, – который чистит яблоко. Главного героя автор нарисовал на фоне настенного ковра — яркого элемента советского интерьера. По словам Дэяна, мужчина, изображенный в арт-объекте, часто делился с ним историями из жизни, став впоследствии важным человеком для художника. Вдохновением для проекта Madzarevic послужила традиция советской масляной живописи — именно этот фигурный стиль автор пытался воплотить в работе, гармонично объединив на поверхности образы двух культур.
«Расстояние»Станислав Алерт
Фото: Антон Улатов
Серия «Расстояние» стала дебютным проектом художника из Казахстана Станислава Алерта на фестивале STENOGRAFFIA. Натюрморты воплощают простую идею — важность человеческой близости и общения. На создание работы художника вдохновил личный опыт: почти всегда находясь в разъездах, он особенно ценит моменты, проведенные рядом с близкими. Для того чтобы передать свое послание, автор использовал предметы, которые традиционно ассоциируются с семейными застольями, — графин, кувшины, чайник и тарелку. Как отмечает Станислав, посуда здесь служит символом объединения и призывает зрителя обратить внимание на простые вещи и моменты, которые зачастую оказываются самыми ценными.
«Посмотри наверх» Тимур Fork
Фото: Дмитрий Чабанов
Мультяшная фигура, созданная московским художником Тимуром Сафаровым, также известным как Тимур Fork, приглашает зрителя посмотреть наверх. Автор стремился к тому, чтобы любой прохожий, обращая внимание на работу, мог на минуту отвлечься от своих мыслей и заметить жест яркого персонажа. Фактура героя на работе имитирует пластилин, и это не случайно — по словам художника, именно из этого материала он создает первые объемные эскизы будущих арт-объектов. Свой стиль Тимур называет «пластилиновым реализмом», дополняя его насыщенной палитрой цветов, включая неоновые.
«Сон» Кирилл Бжедугов
Фото: Дмитрий Чабанов
Другим дебютным проектом STENOGRAFFIA 2022 стала работа художника Кирилла Бжедугова из Печоры. На стене технической будки он изобразил простой сюжет, присущий многим его произведениям. Так, в арт-объекте, созданном в рамках фестиваля, автор напоминает прохожим о важности сна и объятий. В работе Кирилл использовал свойственную ему абстрактную манеру, а также яркие цвета, которые контрастируют с окружающей городской средой, но при этом позволяют создать приятную и гармоничную композицию.
«Портрет с гусем» Кирилл Бородин
Фото: Дмитрий Чабанов, Павел Иванов
Работа над арт-объектом «Портрет с гусем» стала не только первым проектом питерского художника Кирилла Бородина на фестивале, но и дебютным опытом в уличном искусстве. Обычно автор работает в жанре живописи, но в этот раз он решил попробовать себя в стрит-арте, изобразив на мурале человека с прижимающимся к нему гусем. По словам Кирилла, момент, запечатленный на работе, — почти невозможен в реальной жизни, что лишь усиливает его магический эффект. Благодаря холодным и приглушенным оттенкам палитра арт-объекта гармонично вписалась в стену лицея, на которую он нанесен.
«Две крепости» Дмитрий Ламонов
Фото: Павел Иванов
Московский художник Дмитрий Ламонов превратил цистерны в одном из районов Екатеринбурга в настоящие крепости, расписанные вручную. В арт-объектах автора народные мотивы переплетаются с современными элементами и модными каллиграфическими узорами. Получившиеся работы переосмысляют традиционные русские узоры – гжель и хохлому – на необычной поверхности, которая оказалась полна неровностей и шероховатостей. Чтобы интегрировать роспись цистерн в актуальный контекст, Дмитрий решил использовать пиксельные элементы, добавившие работам технологичной эстетики.
На обложке: работа Кирилла Бородина «Портрет с гусем». Фото: Дмитрий Чабанов, Павел Иванов.