От идеи до прототипа: KRHKOST — новый ковер Андрея Будько как осмысление хрупкости
Создавая каждый свой объект или коллекцию, дизайнер Андрей Будько глубоко погружается в процессы проработки концепции и производства. Так случилось и с недавним релизом – ковром KRHKOST, – который стал результатом размышлений о хрупкости моментов, мира, памяти и жизни. Мы спросили дизайнера об истоках новой коллекции, исследовании, которое за ней стоит, и планах на будущее.
Андрей Будько дизайнер
На Миланской неделе дизайна, которая прошла в июне этого года, Андрей Будько должен был представлять сразу несколько проектов — среди них было запланировано, например, обновление его геометрических ковров и новые эксперименты. Участие в выставке дизайнер отменил, но идею развития коллекции ковров не оставил — это положило начало исследованию, которое автор проводил в течение нескольких недель в рамках арт-резиденции в Белграде. Андрей взял за основу слово «хрупкость»: своими размышлениями на эту тему он регулярно делился в своем Telegram-канале. В результате дизайнеру удалось не просто определить будущее коврового проекта, но и разработать полноценную новую коллекцию из четырех изделий.
Получилась серия про хрупкость, в которой часть большого узора «раскалывается», и эти осколки обретают форму.
Идея и концепция
Проект, созданный Андреем во время арт-резиденции, стал концептуальным продолжением его дебютной серии, которую дизайнер впервые представил в 2018 году.
«Геометрическая коллекция для меня остается рассказанной не до конца. Ее прототипы я впервые показал на конкурсе SaloneSatellite Moscow в октябре 2018 года, где они заняли одно из призовых мест. Но это были прототипы; в проекте я тогда решил не все производственные вопросы. В Милан в 2019 году я повез двенадцатилапого леопарда Hear My Roooar. Там он победил в конкурсе SaloneSatellite x Rinascente, и я сосредоточился на доработке и развитии проекта, а уже в 2021 году показывал финальный вариант коллекции Hear My Roooar с татуировками, леопардовым принтом и камуфляжем».
Ковры в увеличенном размере (2x3 метра), цветовой палитре из двенадцати оттенков и с обновленными узорами Андрей должен был показать в июне на площадке Alcova. Планировался веселый стенд в виде «коврового алтаря», но мировые события внесли свои коррективы.
«Потом случилась моя летняя дизайн-резиденция в Белграде. На ней я решил поразмышлять о том, какой могла бы быть геометрическая коллекция сегодня. Это иллюстрация того, что бывает, если вовремя не поставить точку в творческом проекте, а откладывать его на годы вперед. Проект меняется и может уходить далеко от первоначальной задумки».
Первый эскиз «коврового алтаря» (осень, 2021)
Андрей Будько уже делал «ковер из осколков». Проект был представлен на Стамбульской биеннале современного искусства в 2017 году
От абстрактных размышлений к ковровым узорам
Работая над новой коллекцией, дизайнер сразу понимал, как будет применять свои творческие поиски к физической форме — геометрическому ковру. «Я подумал, что “хрупкость” — это лучшее слово, которым можно описать происходящее сейчас в мире, внутри, в моих проектах. Так я начал исследовать, какой бывает хрупкость, и у чего она бывает, как это звучит и ощущается, какие у этого последствия».
Чаще всего хрупкость означает, что нечто целое может разбиваться на части. Сам ковер физически не хрупкий, но он может зафиксировать хрупкость момента.
Узор ковра KRHKOST
Часть геометрического узора ковра KRHKOST «разбивается» и снова собирается из осколков будто в детской игре. «Мне нравится эта отсылка к детству, потому для многих из нас ковер на стене был своеобразной игровой площадкой. Есть общее воспоминание поколения о том, как мы водим пальцем по ковру и в сложном узоре выделяем более простой. Здесь часть узора так же выделена формой осколков».
Процесс работы и развитие коллекции
Резиденция в Белграде помогла Андрею перестроить свою жизнь и рабочий график и начать активную работу над коллекцией. «Пространство галереи было поделено на шесть человек, где у каждого было свое рабочее место. Мне достались стол, красивый винтажный стул и несколько часов после обеда, когда я мог не думать о новостях, проблемах и рабочих задачах. Просто смотрел, читал, записывал, лепил и делал эскизы». Так как до выставки в Милане проект уже находился на первых стадиях разработки, производственные решения были готовы у дизайнера заранее, а переделать нужно было лишь часть концепции, узора и плана для презентации.
«С хрупкостью связана одна из двух главных тем европейской культуры — мифология о конечности привычного нам мира с последующим переходом во что-то новое (или хотя бы надеждой на этот переход). Для новых ковров я нарисовал четыре узора в четырех цветах и решил, что хотя бы один из них надо зафиксировать и выпустить как промежуточный итог».
Войлочный ковер KRHKOST выполнен в белом цвете с осколками в виде косточек и рассказывает об уязвимости отдельного человека и мира в целом (хотя автор предлагает зрителю выбрать свою трактовку). Остальные три узора, которые появятся на других коврах из коллекции, будут связаны с иными последствиями хрупкости. Дизайнер расскажет о том, что осколки острые, а также о необратимых последствиях и об одновременном ощущении страха и надежды.
«Надеюсь показать эту коллекцию в Милане весной 2023 года. Хотя мой опыт работы с ковровым проектом показывает, что планы почти ничего не значат».
Все фотографии: Telegram-канал Андрея Будько Design Backstage.