Ремесло, возрождающее традиции: 10 финалистов премии Loewe Foundation Craft Prize
Каждый год экспертная комиссия премии Loewe Foundation Craft Prize выбирает 30 финалистов. На этот раз за работы, попавшие в шорт-лист, отвечали архитектурный журналист Анатсу Забальбеаскоа, керамист Сара Флинн, Антония Бострём из Музея Виктории и Альберта и другие представители индустрии. Традиционно рассказываем о десяти проектах из разных номинаций, которые представляют современный взгляд на ремесло и искусство.
О премии
Основанная для поддержки авторов, которые исследуют и развивают ремесло, Loewe Foundation Craft Prize остается одной из самых престижных премий в области дизайна и искусства. Ее участники работают с такими материалами, как керамика, дерево, текстиль, стекло, кожа и металл — независимо от выбранного направления, все художники стремятся возродить традиции древних ремесел и привнести в них свое авторское видение. В этом году организаторы получили более 3100 заявок, из которых выбрали 30 финалистов. Имя победителя жюри объявит 30 июня, а пока предлагаем вам ознакомиться с яркими работами в десяти номинациях, которые, по словам креативного директора Loewe Джонатана Андерсона, в равной степени воплощают новизну и традиции. Увидеть все объекты вживую можно будет на выставке в Сеульском музее ремесленного искусства (SeMoCA), которая пройдет с 1 по 30 июля.
Члены экспертной комиссии Loewe Foundation Craft Prize 2022
Работы финалистов
Дерево
Южнокорейский художник Минвук Ким создал серию деревянных чаш под названием Instinctive. Изготовленные из влажной корейской древесины, изделия сохраняют естественные элементы расширения и сжатия материала. После того как чаши были вырезаны на токарном станке, автор скрепил образовавшиеся трещины с помощью медных деталей — этот прием отсылает к древней японской технике кинцуги.
Керамика
Проект Magma Interrupted от художницы-керамиста из Великобритании Кейт Мэлоун представляет собой сильную и динамичную скульптурную композицию. Геометрические элементы из керамики, которые обжигались как единое целое, контрастируют с нежной кристаллической глазурью. По словам жюри, Кейт Мэлоун удалось воссоздать сложную алхимию выбранного материала и продемонстрировать глубокое знание работы с глиной.
Стекло
Художник из Швеции Фредрик Нильсен создал для конкурса три работы — Mixed Emotions, Stick It Together Silver и You’re Not the Only One. В своей практике автор подходит к традиционному процессу выдувания стекла с неожиданных сторон. Эти черты сохраняются и в представленных скульптурах — художник взял в качестве отправной точки такие течения, как граффити и поп-музыка. При обжигании масштабных изделий на их шарообразных элементах образовались многочисленные трещины и разрушения, которые добавили скульптурам неповторимый вид.
Металл
Для создания серии Stash британский мастер по работе с серебром Дэвид Кларк использовал элементы старинных канделябров и подсвечников. С помощью предметов автор размышляет об устойчивости, изобилии и радости от мероприятий и общих сборов. Величественные композиции из столового серебра дополнены парой перевернутых оловянных чаш ручной работы.
Лак
Крупномасштабная работа японской художницы Маюми Онаги Cosmos воплощает течение жизни и великую силу, которая его поддерживает. Верхняя часть объекта была сформирована с использованием традиционной техники моделирования каншицу, когда на основу изо льна наносятся грунт и лак. Художница обрабатывала полотно в течение шести месяцев для образования слоистой структуры. Нижняя часть изделия создана из дерева кацура, поверхность которого символизирует поток воды.
Текстиль
В работе Étoffe de Gloire / Royal Kita With Red Stripes Питер Т. Маккарти использовал сотни цветных молний, сшитых между собой в единую композицию. Благодаря клетчатому узору и особой технике создания получившееся полотно напоминает традиционную ткань Кенте, которую впервые начали изготавливать в Африке в XII веке. Работа привлекает внимание к вымиранию древних традиций ручного ткачества.
Мебель
Термин Dumbung-jucho, которым назвал свою работу южнокорейский художник Мен Тхэк Чжон, обозначает процесс создания фундаментов, в которых деревянные колонны устанавливаются на плоские краеугольные камни. Автор переосмыслил эти элементы в двух предметах мебели — первый отлит из бронзы и соединен с основанием из нержавеющей стали, а второй создан из натурального камня.
Ювелирные изделия
Брошь Verborgen по дизайну Джулии Обермайер создана из драгоценных камней. Соединенные между собой с помощью цветной смолы кусочки горного хрусталя формируют структурную основу изделия. Наложенные друг на друга, они также помогают добиться контрастной непрозрачности.
Кожа
Для создания тактильного сосуда Sense of Forest Джунсу Ким использовал кожу растительного дубления. Подобно глине, художник скручивал крошечные кожаные полоски вручную, создавая многослойную поверхность с контрастными оттенками.
Прочее
Команда британской студии Blast создала искусственное дерево из использованных кофейных стаканчиков. Проект Blue Tree исследует вопросы устойчивого развития, отношений человечества с природой и роль людей в экосистеме. Каждый из четырех модулей изделия авторы напечатали на 3D-принтере с помощью переработанных стаканчиков, предварительно окрашенных в цвет индиго.
На обложке: выставка Loewe Foundation Craft Prize 2019 в Токио.