Искусство без границ: «повествовательная» архитектура нового музея в Индии от Mathew & Ghosh Architects
Когда несколько лет назад индийский филантроп и коллекционер Абхишек Поддар задумывал первую в стране онлайн-галерею искусства и фотографии, он вряд ли мог представить масштабы, которые примет его проект. Спустя три года в Бангалоре отрывается физическое пространство, которое стирает границы между различными художественными дисциплинами и предлагает новый подход к созданию музейной архитектуры.
Контекст
Распахнувший свои двери для широкой публики в феврале, Музей искусства и фотографии (MAP) расположен в самом центре крупного индийского города Бангалор. За проектирование новой местной достопримечательности отвечала команда локальной студии Mathew & Ghosh Architects. Сумитро Гхош и Ниша Мэтью формируют дуэт, известный и за пределами родной страны: в их портфолио — ряд международных архитектурных наград, публикации в ведущих книжных изданиях и участие в профессиональных выставках по всему миру. Студия работает с 1995 года, и за это время реализовала десятки общественных и частных заказов, однако проект MAP стал дебютом команды в проектировании культурных институций.
Новый музей в Бангалоре станет домом для обширной коллекции произведений искусства, фотографий, текстиля и объектов дизайна, которые демонстрируют многообразие креативных практик всего региона. Основная цель MAP — отследить и показать тесную взаимосвязь творческих направлений. Такой же новой парадигме повествования соответствует и архитектура здания.
Архитектурная концепция
Музей искусства и фотографии в Бангалоре — это еще и пример актуальных форм кураторского вмешательства и набирающей популярность концепции арт-институции как важного элемента в художественном образовании. Именно поэтому предложение архитекторов отвечает стремлению кардинально изменить восприятие музеев и искусства в целом: сюда входит и более профессиональный подход к управлению коллекциями, и смена вектора в исследованиях, и способы представления объектов художественного наследия.
Главная ответственность архитектора при проектировании музея или галереи — всеми возможными способами поместить искусство на первый план.
Пятиэтажное здание общей площадью более 4000 квадратных метров объединило галерейные пространства, аудиторию для проведения мероприятий, магазин, библиотеку, образовательный центр и ресторан на крыше. Поиск баланса между надежной защитой произведений искусства и визуальной открытостью музея стал главным вызовом для дуэта.
Решение нашлось в светонепроницаемом ограждении, которое изолирует ценные экспонаты от вредного ультрафиолетового излучения, а также контролирует уровень температуры и влажности. Архитекторы дополнили фасад здания панелями из нержавеющей стали с рельефным поперечным рисунком — по словам студии, он отсылает к постиндустриальным металлическим резервуаром для воды.
Характерный рисунок на внешнем фасаде здания выступает метафорой: сравнивая искусство с таким ценным ресурсом, как вода, мы подчеркиваем его способность к тому, чтобы побуждать общество к рефлексии и эволюции.
Ощущение гостеприимства и доступности команда студии поддерживает благодаря открытым пространствам галереи без колонн, куда попадает большое количество естественного света. Чтобы добиться такого эффекта, архитекторы оптимизировали структуру здания, которое слегка расширяется кверху.
Изюминкой проекта стала просторная терраса, с которой посетителям открывается панорамный вид на соседний парк и исторические достопримечательности города.
Как устроен музей
Подобно архитектурной и дизайн-концепции, в новом музее отсутствуют разделения между художественными направлениями: так, картины, скульптуры и графику здесь можно увидеть в одном ряду с объектами ручного труда, произведениями декоративно-прикладного искусства и древними артефактами коренных народов. Так как изначально проект задумывался как галерея фотографии, в MAP представлена богатая коллекция работ этого жанра, а снимки прошлых веков соседствуют с современными.
Команда Mathew & Ghosh Architects показала яркий пример нетипичного подхода к музейной системе страны. Однако MAP — это только начало больших изменений и первый шаг к созданию новой волны институций, основной задачей которых станет привлечение внимания молодой аудитории к глобальной ценности искусства.
«Помимо своей понятной функции физического пространства, музей остается способом формирования вовлеченности, любопытства, партнерства между людьми», — подчеркивают Сумитро Гхош и Ниша Мэтью, которые верят в способность MAP сблизить культуры по всему миру.
Все фото: Iwan Baan.