Q&A: Светлана Вронская (Vronski)
Светлана Вронская — дизайнер, основательница бренда одежды и арт-объектов Vronski. Особое внимание в своей практике она уделяет авторским техникам работы с материалами и созданию тактильных, мягких и обволакивающих фактур.
Расскажите, чем вы занимаетесь, в какой технике работаете?
Последние 15 лет я работаю с текстилем во всех его проявлениях, от волокна до готовой формы: пряду, тку, валяю, плету, шью и крашу. Следуя за идеей, создаю одежду, предметы интерьера и все, что прибивает к берегу мое воображение. Также я преподаю в Эстонской академии искусств на кафедре «Дизайн текстиля» и веду прикладные воркшопы по этой теме. Со стилистической точки зрения творчество зависит от моего мироощущения, видения и потребности в момент созидания. Меняюсь я — меняется и визуальная сторона. Сейчас мой стиль можно определить как содержательный, теплый, фактурный, живой и тактильный минимализм.
Когда вы решили, что станете заниматься дизайном текстиля?
Техники и материал в моих руках менялись, но потребность творческого самовыражения оставалась всегда. Во время ожидания первого сына хотелось теплого, мягкого, укутывающего — так я пришла в текстиль и осталась в этой сфере. Сейчас я чувствую, что чем турбулентнее окружающий мир, тем больше хочется возвращаться к вечному, ясному, честному. Поэтому и материалы выбираю базовые — шерсть, лен, хлопок, шелк. Они укутывают, дают чувство безопасности и опоры. Еще у «живых» материалов есть характер. Это мое личное глубокое убеждение, к которому я пришла в попытках «прилизать» и «облагородить» не один килограмм шерсти, волокон и ткани. Со временем пришло понимание, что для меня гораздо важнее научиться слушать звучание материала, интуитивно выстраивая творческий процесс в диалоге. В подлинности и несовершенстве вещей я нахожу красоту.
На кого вы учились, и как это отразилось на вашем творчестве?
После окончания художественной школы я планировала стать кожевенником. Прежде чем идти в академию, взяла несколько лет на раздумья и стала подмастерьем в гильдии мастеров. Все изменилось, когда я попробовала работать с непряденой шерстью. В итоге закончила Эстонскую академию художеств, кафедру «Дизайн текстиля». Чуть позже доучилась на дизайнера одежды. В академии, помимо прекрасной прикладной (технологической) базы, я получила глубокое понимание творческих процессов, а главное, почувствовала легкость и свободу самовыражения, на которые опираюсь в своем деле до сих пор.
Где вы работаете над своими проектами?
Сейчас счастлива творить в большой и светлой студии с видом на сад, поле и лес. Я выросла в таинственном доме, построенном еще при царе, на окраине маленького городка между парком и лесом. Недавно мы с семьей построили дом на краю цивилизации, на лоне северной природы. Только вернувшись в эту среду, я по-настоящему ощутила, насколько сильна и ценна связь с землей и природой и какое большое влияние на мое творчество она оказывает.
Какой свой проект вы любите больше всего?
Текущий. Творческая кипучесть всегда оживает во мне от любви и наполненности светлой стороны моей души. Как это ни парадоксально, но именно в чувстве устойчивости, благодарности, единении с собой и окружающим рождается кураж. Не могу созидать в опустошенности и дефиците, поэтому любимый проект всегда текущий: это большая и важная часть моего настоящего.
Какая у вас цель в творчестве?
Я верю, что таланты дарованы нам не просто так. На мой взгляд, цель любого человека в этом мире — проявиться, найти чуткость и отвагу достать из себя, развить и поделиться с окружающими всем сильным и прекрасным, что заложено в него природой. Моя главная цель в творчестве — сохраняя себя, проявляться в мир.
Какие у вас хобби и как они влияют на вашу творческую практику?
Когда твой главный инструмент в работе — наполненное состояние, то и увлечения крутятся вокруг поиска вдохновения. Меня наполняет место, в котором живу. Люблю аскетичную северную природу, особенно воду: скалистый берег моря или озера в сосновом лесу. Здесь я нахожу палитру, фактуры и формы для будущих работ. Иногда чувствую острую потребность ненадолго отлучиться, выехать из туманно-пепельного эстонского быта в разноцветье большого мира. Интересы разные — главное, чтобы искрило.
Какие книги сейчас лежат у вас на прикроватном столике?
В последнее время роскошь бумажных книг оставляю для отпуска. Зато во время длинных монотонных часов работы в студии я могу слушать аудиокниги. В такие моменты важно, чтобы книга была захватывающая, заставляющая исчезать время и усталость, не позволяющая отвлекать даже ноющим мышцам спины. Сейчас слушаю «Шестнадцать деревьев Соммы» Ларса Миттинга. Еще из недавно прослушанного захватили «Лисьи броды» Анны Старобинец, «Элегантность ёжика» Мюриель Барбери и «Не самое главное» Паоло Соррентино.
Расскажите про фильм, который вы посмотрели недавно и рекомендуете?
Из нового меня впечатлил «Оппенгеймер» Кристофера Нолана, из давно любимого — «Любовное настроение» Вонга Карвая.
Откуда вы узнаете, что происходит в мире?
В этом вопросе практикую эскапизм. В какой-то момент почувствовала, что новости воруют у меня мою реальность, и с тех пор не читаю. Договорилась с друзьями, что о главном и важном они будут меня осведомлять.
Расскажите что-нибудь, что вы узнали недавно и что вас поразило.
В момент, когда рушились все опоры, я почувствовала, что источником стабильности и созидательной энергии могут служить воспоминания.