Николай Банников: «Крепкий визуальный образ и продуманное ценообразование помогают дизайнеру “держать лицо”»
Целостный публичный образ — не менее важная составляющая работы дизайнера, чем сильное портфолио проектов или широкая насмотренность. О преимуществах выстроенного личного бренда на своей лекции 18 октября в Екатеринбурге расскажет Николай Банников. Незадолго до выступления мы поговорили с архитектором, основателем одноименной студии и продюсером о том, что творческому специалисту дает правильное позиционирование себя в сети, в чем польза коллабораций и с чего начать собственный маркетинг.
Расскажи немного о своем бэкграунде. Ты — дизайнер, основатель собственного бюро, продюсер и организатор архитектурных туров...
В последнее время мне нравится называться продюсером. Можно и дизайнером назваться, но оттенок все же разный. Дизайнер и продюсер создают сложные продукты, в которых участвует много людей. Обе профессии связаны с креативом: вот, не было ничего, а потом вдруг возникло. Что-то такое, что меняет жизнь людей к лучшему. Но у продюсера есть важное отличие: он должен находиться над процессами, чтобы определять их вектор. Сейчас я буквально бью себя по рукам, когда тянет заняться оперативкой. Я должен заниматься кураторством. Этого требуют наши интерьерные проекты, выездные образовательные программы, сервис посуточной аренды жилья, в конце концов. Может показаться, что в этих областях достаточно скриптов и исполнительной команды, но это не так. На меня очень повлиял опыт работы в премиальных интерьерах — отсюда навык руководства командами и умение общаться с разными людьми.
Крайне важно быть вне процесса, чтобы давать ему максимум энергии.
Проекты студии Nikolai Bannikov Interiors
В какой момент ты осознал важность узнаваемого личного бренда? Как пришел к этому в собственной практике?
Через нервный срыв, выгорание и чудовищную усталость. Не рекомендую повторять в домашних условиях. Посмотрел однажды на свое портфолио и спросил себя: «Слушай, ты реально гордишься таким результатом? Ты правда шел к этому лоскутному одеялу из классики, минимализма, сканди и ваби-саби все годы учебы и практики?». Был период, когда я гордился гибкостью подхода: мы можем и так и этак! Вспоминаю, как ехал с авторского надзора для проекта огромной квартиры с росписями по стенам на объект в стиле брутального минимализма. Оба объекта напечатал глянец, но уже тогда я чувствовал, что что-то здесь не то. Тогда я вычистил все проекты в классике и все «ремонты». Но не нужно трактовать мою выборку как стилистическое клеймо: я очень люблю и викторианские интерьеры, и строгий функциональный подход. Просто я понял, что мне необходимо сделать выбор, и я его сделал.
Тогда я взял бюджет на производство и нарисовал такой дизайн, который нравится мне самому. Несуществующие проекты без оглядки на клиента. Мне тогда многие писали и спрашивали, где я нашел таких продвинутых клиентов и как я умудряюсь так смело работать, ведь у них почти каждый проект — это энциклопедия компромиссов. Я просто решил начать с себя: тренировал уважение к своему видению интерьера, любовь к нему. Пошел изнутри наружу, а не наоборот, как я привык делать до этого.
Проекты студии Nikolai Bannikov Interiors
Личный бренд в дизайне я понимаю прежде всего как мощное узнаваемое портфолио. Публичность и маркетинг тоже нужны, но они второстепенны по отношению к контенту.
С чего бы ты посоветовал начать выстраивание своего образа в соцсетях? На что стоит обратить внимание прежде всего?
1. Потратьте время и приведите в порядок ленту. Именно посты набирают большее количество охватов. Значит, они работают на ваше позиционирование и портрет. Дизайнер может спроектировать объект «на вырост», так почему он не может сделать это для своей ленты? Уделите этому время и создайте проект ленты на пару месяцев вперед. Сюда же относится работа с текстами: какой посыл вы транслируете аудитории? Спроектируйте его!
2. Банально, но как называется ваша страница? Как выглядит ваш адрес? 70% аккаунтов, которые я вижу, не содержат имени владельца, и адрес выглядит ребусом. Не надо этого.
3. Сформулируйте, что вы продаете в Instagram?
Поймите, что у вашей странички есть цель, и прежде всего она — коммерческая. Чем четче вы уясните это, тем более осознанным будет ваше присутствие в сети. Снова выкладываете невнятный зашифрованный контент? Тогда не удивляйтесь охватам и уровню продаж.
4. Портрет аудитории. Кто ваш целевой круг клиентов? Полезно его знать, чтобы говорить на одном с аудиторией языке. Тут очень важно, чтобы язык был для вас органичным: долго притворяться не получится, и плодов это не даст.
Что, на твой взгляд, дает правильное позиционирование себя в сети? Как это влияет на профессиональную деятельность?
У многих коллег по цеху серьезные проблемы с самооценкой — это следствие работы с людьми, которые намного богаче и выше по социальной лестнице. Крепкий визуальный образ и продуманное ценообразование помогает «держать лицо». Мой контент говорит тогда, когда я молчу, и помогает мне быть твердым в диалоге и с корпорациями, и с частными клиентами. А еще верно упакованный бренд экономит время на «не тех» клиентов: «Почему вы хотите этот стиль? Вот наше портфолио, у нас такого нет».
Ты достаточно открыто общаешься со своей аудиторией в соцсетях: делишься личными историями, бытовыми моментами и ритуалами. И, надо сказать, это подкупает, за этим интересно наблюдать. Ты сознательно решил не посвящать свой контент только профессиональной деятельности?
Instagram — это и есть работа. Мой контент — это мое личное шоу, которое начинается утром в 7:30 и заканчивается в 22:30. Я открыт к аудитории, потому что вижу в ней живых людей, у нас есть особая связь! Меня поддерживают, советуют, в любви признаются. Как тут не ответить взаимностью? Но у меня есть проблема с фокусированием: я не могу долго говорить об одном и том же. После пары лет истории архитектуры хочется говорить о маркетинге и самореализации. А что делать с историей? Оставил ее как тему для анонсов наших выездных программ и воскресных мероприятий.
Из Instagram Николая Банникова
Насколько важно заняться развитием личного бренда в самом начале карьеры?
Это как в лыжах: чем раньше начнешь, тем лучше научишься. Я люблю интернет — он дает нам такие возможности, что не понимать этого просто нельзя.
На твой взгляд, стоит ли обращаться с таким запросом к профессионалу, или лучше и «честнее» выстраивать свой образ самому?
Все зависит от способности слышать. У меня есть опыт наставничества, в котором я всем говорил одно и то же. Но кто-то хотел перемен и работал, а кто-то ждал волшебной таблетки. Тот, кто готов слышать и хочет меняться, добивается больших изменений, но этот навык есть не у всех. Чем старше профессионал, тем сложнее ему воспринимать неудобную информацию.
Вывод такой: никто не поймет за вас инструментов и никто не замотивирует вас стать успешнее. Можно быть рядом, но нельзя быть вместо вас.
Из Instagram Николая Банникова
Какие каналы продвижения, на твой взгляд, лучше всего подходят для дизайнеров сейчас?
Я верю в коллаборацию. Надо идти туда, где уже есть поток клиентов, и работать в партнерстве. Это вовсе не отменяет важность личного бренда и четкого визуала, но снимает огромный перерасход энергии на продвижение Если энергия и деньги есть — приведите в порядок сайт. Мне нравится работать с Telegram. Слышал про пользу видеоконтента на YouTube, но это отложенная инвестиция с большими вложениями.
Из Instagram Николая Банникова
Можешь назвать образцовые на твой вкус примеры хорошо выстроенного личного бренда дизайнера или архитектора?
Архитектор Слава Балбек для меня — это пример непосредственности, крепкой школы и всей возможной крутизны. Его любят в команде, уважают в стране, и на этот крепкий фундамент он успешно наслаивает бизнесы не только в дизайне.
Регистрация на лекцию Николая Банникова, которая пройдет 18 октября в 18:30 в ИЦ ARCHITECTOR, открыта по ссылке. Любой желающий также может отправить свое портфолио для честной и непредвзятой оценки спикера: в конце лекции Николай даст свой фидбек авторам самых интересных заявок в формате открытого ревью.