Q&A: Ирина Юнова
Художник-керамист из Москвы Ирина Юнова работает в технике ручной лепки, создавая с помощью нее авторские изделия и предметы интерьера. Недавно Ирина представила новую серию керамических объектов «Река», в которой она воплотила личные воспоминания и образы из детства.
Расскажите, чем вы занимаетесь, в какой технике работаете?
Я художник-керамист. Создаю авторскую керамику, вазы, скульптуры, панно и предметы интерьера. Работаю в технике ручной лепки. Образы рождаются из глины очень произвольно, часто в процессе они меняются. Получаются асимметричные формы, гармония из «неправильного» и неровного.
Когда вы решили, что станете заниматься керамикой?
Когда-то у меня было желание научиться расписывать посуду. С этим запросом я попала на курс по керамике в Строгановку к Наталье Хлебцевич. Курс был обширным и включал в себя всевозможные керамические техники создания изделий из глины и их декорирования. Сначала я подумала, что здесь будет слишком много ненужного и скучного для меня. Но начиная с самого простого «набития» глиной формы для изразца я поняла, что нашла «свой» художественный язык. Уже прошло почти 9 лет, но керамика для мне так же интересна и привлекательна.
На кого вы учились, и как это отразилось на вашем творчестве?
По образованию я дизайнер одежды, и это заставляет меня часто «одевать» свою керамику в роспись, графику, фактуры. Я не могу оставить объект «голым». Сама по себе форма кажется мне недостаточной. Я хочу ее украсить, нарядить.
Где вы работаете над своими проектами?
Я работаю в мастерской недалеко от метро «Таганская», на территории завода, большая часть помещений которого арендуется художниками, ювелирами, керамистами. Мне нравится эта индустриальная эстетика: большие окна, много света, помещения, которые не боишься испачкать.
Какой свой проект вы любите больше всего?
Обычно мне больше всего интересен проект, над которым я работаю в данный момент. Сейчас это коллекция керамических скульптур, ваз и панно «Река». Серия создавалась руками без осязаемых образов, и в результате получились асимметричные, сложные, «падающие» формы. Фактуры, созданные «по-детски» пальцами. Фарфор, шамот и множество их сочетаний. Живописная роспись глазурями: зольные, лавовые, глянцевые и глухие, прозрачные и плотные. Коллекция воплощает образ реки из моего детства. Это моя память о свободе, лете, солнце и беззаботности. Она о запахе холодной воды, о следах рук на песке. Об этом защищенном детском неведении, о надеждах, о голубом летнем небе. О хрупкости, которая живет глубоко внутри нас.
Какая у вас цель в творчестве?
Наверное, это странно, но в керамике я стараюсь больше делать того, что я не умею, что у меня плохо получается, закрывать «белые пятна». Поэтому моя цель — делать больше нового, узнавать другую себя, не повторяться.
Какие у вас хобби и как они влияют на вашу творческую практику?
Я люблю смотреть кино. На создание предыдущего проекта меня вдохновило творчество режиссера Педро Альмодовара. Меня очень впечатляет то, как он рассказывает о женщинах: настолько, что получился большой проект, включающий в себя столик со столешницей из керамических плиток с портретами героинь фильмов, серия ламп, скульптур, статуэток, шкатулок, ваз и картин. Все это было представлено на персональной выставке «Горящие спички на кончиках волос» в галерее-ресторане «Узоры».
Какие книги сейчас лежат у вас на прикроватном столике?
В физическом виде я стараюсь сейчас покупать книги с красивыми иллюстрациями и фотографиями. Люблю их пересматривать и вдохновляться. Сейчас это Accidentally Wes Anderson от автора Wally Koval. А литературу я предпочитаю в электронном виде: сейчас, например, дочитываю детектив «Зов кукушки» Роберт Гэлбрейт (это псевдоним Джоан Роулинг). Совсем недавно я дочитала «Муми-троллей». Почему-то я прочла их только в свои 35 лет и даже рада, что не сделала этого раньше. Особенный волшебный мир Туве Янссон теперь живет и в моей голове.
Расскажите про фильм, который вы посмотрели недавно и рекомендуете?
Сразу два фильма пришло в голову. «Сувенир» с Тильдой Суинтон в эпизодической роли и ее дочерью — в главной: красивое, медитативное кино. Второй фильм называется «Банши Инишерина», он похож на многослойную луковичку и вызвал много споров и обсуждений среди посмотревших его людей в моем окружении.
Откуда вы узнаете, что происходит в мире?
Большую часть глобальных мировых новостей предпочитаю получать в отраженном виде через социальные сети и посты знакомых. За изменениями в сфере культуры и керамики в частности слежу через профессиональные каналы.
Расскажите что-нибудь, что вы узнали недавно и что вас поразило.
Меня часто впечатляет глазурная химия — это почти алхимия для меня. Например, если вы возьмете древесную золу, смешаете ее с водой, нанесите на глину и обожжете при высокой температуре, то получите красивую глазурь разнообразных оттенков, от коричнево-медовых до зеленых. А ведь это обычная зола — настоящая магия!