PET Lamp: от пластиковых отходов к дизайнерским светильникам
Как можно объединить заботу об окружающей среде, опыт ремесленников из разных уголков планеты и аутентичный дизайн? Ответ на этот вопрос нашел Альваро Каталан де Окон, который около десяти лет назад запустил проект PET Lamp. Задумка дизайнера — повторно использовать пластиковые отходы для создания светильников с применением традиционных техник плетения. Рассказываем, как его начинание прошло путь от локальной экоинициативы до попадания в коллекции галереи Россаны Орланди, VitraHaus и Музея Виктории и Альберта.
Истоки проекта
История PET Lamp началась в 2011 году, когда предметный дизайнер Альваро Каталан де Окон отправился в Колумбию для участия в инициативе по повторному использованию пластиковых бутылок. Эта поездка вдохновила его на запуск собственного проекта, который бы вносил свой вклад в решение глобальной проблемы загрязнения экологии, но уже с точки зрения дизайна. В основе философии PET Lamp лежит стремление показать, что вторичное использование пластика может стать оптимальной и практичной альтернативой переработке. Взяв во внимание короткий срок службы бутылки, Альваро начал размышлять о вариантах ее преобразования в функциональный, долговечный и эстетически привлекательный дизайн-объект.
Альваро Каталан де Окон предметный дизайнер, основатель проекта PET LampПластиковые бутылки могут и должны обрести вторую жизнь. Есть множество способов, с помощью которых эту вторую жизнь им можно подарить, но мы решили объединить один из наиболее широко производимых промышленных объектов с традиционными ремеслами, распространенными в культурах древних народов.
Технология создания светильника на основе пластиковой бутылки. Фото: PET Lamp
Первые прототипы дизайнер разработал уже в Мадриде, но при этом постоянно консультируясь с сообществом мастеров Колумбии. Там же спустя время команда организовала свой дебютный воркшоп по созданию изделий с применением древней техники плетения корзин. Результат — лампа Eperara Siapidara с традиционными элементами из листьев местной пальмы. Изделие украшено ярким узором, нанесенным при помощи натуральных пигментов и отражающим локальные культурные мотивы.
Лампа Eperara Siapidara. Фото: Celia Spenard-Ko
Погружение в культуру
Первый этап проекта помог дизайнеру еще лучше убедиться в том, что проблема загрязнения окружающей среды пластиком касается всей планеты, а не отдельных стран. Следующими точками на карте, куда отправилась команда PET Lamp, стали Чили и Эфиопия. В первой стране произошло знакомство с местными мастерами, которые из поколения в поколение передают 500-летнюю технику плетения, а во второй дизайнер впервые увидел типичные эфиопские корзины, послужившие источником вдохновения для новой лампы.
Лампа Abyssinia во дворе галереи Россаны Орланди. Фото: PET Lamp
Исследование ремесленного наследия африканского региона продолжилось в Гане — на территории, для которой традиции плетения корзин играют важную роль. По словам дизайнера, этот опыт стал одним из самых значимых для проекта: он также помог и самим мастерам по-новому взглянуть на свое творчество, внедрив в практику использование пластикового мусора на постоянной основе.
Лампа Bolgatanga. Фото: PET Lamp
За десять лет существования география проекта значительно расширилась: из Африки команда отправилась в Азию и Австралию. Так, в Японии Альваро Каталан де Окон познакомился с уникальными ремесленными методами, которые местные жители развили благодаря длительной изоляции страны. Визитной карточкой этого региона остается создание искусных изделий из бамбука. Другая страна, ремесленники которой не забывают техники работы с этим материалом, — Таиланд. Совместно с локальными мастерами команда проекта разработала лампу Pikul: для создания конструкции бамбук нарезают на тонкие полоски, которые затем тщательно сплетаются с пластиковыми элементами. Готовые изделия украшают геометрическими и цветочными узорами.
Лампа Pikul. Фото: Aina Gutierrez
Еще одна локация в таймлайне PET Lamp — это Австралия. Отправившись на другой континент, команда решила восстановить связь с утраченным наследием австралийских аборигенов. На основе местных традиций получилась серия подвесных светильников, в которых источник света тонко подчеркивает красочные текстильные переплетения.
Фото: PET Lamp
Альваро признается, что важная часть его проекта — не только само изготовление изделий, но и общение с местными ремесленниками. По словам дизайнера, каждая новая коллаборация меняет их жизнь, становясь отправной точкой в развитии собственного небольшого бизнеса. В ближайшем будущем команда PET Lamp хочет продолжить свое путешествие, отправившись в Мексику, Бразилию и Южную Африку для поиска новых уникальных техник.
Фото на обложке: PET Lamp.