Мебель как инвестиция: какие предметы останутся вневременными и вырастут в цене
Кресла Tongue Пьера Полена, Egg Арне Якобсена и Barcelona Людвига Мис ван дер Роэ, стулья Пьера Жаннере и столики Шарлотты Перриан — вот лишь некоторые примеры мебели, которая спустя десятилетия не только не потеряла своей актуальности, но приумножила ценность. Многие из знаковых предметов прошлого века сегодня вновь становятся желанными объектами в домах ценителей хорошего дизайна, авторитетные аукционные дома продают оригинальные версии за десятки тысяч евро, а ведущие мировые фабрики не устают переиздавать исторические модели. Разбираемся, в чем феномен этих и других вневременных моделей, стоит ли сегодня рассматривать мебель как инвестицию и как определить, увеличится ли стоимость столика или лампы спустя годы.
Какие предметы мебели стали легендарными
Большинство объектов, которые мы сегодня знаем как иконы дизайна, получили этот негласный статус благодаря своей способности отражать эпоху. В отличие от произведений искусства, с которыми у пользователя устанавливается эмоциональная связь лишь на визуальном уровне, мебель создается прежде всего для практического использования. Она окружает нас каждый день и напрямую влияет на то, как мы взаимодействуем с пространством. «Форма следует за функцией» — один из ключевых принципов дизайна XX века, который стал лейтмотивом школы Баухаус и во многом определил дальнейшее развитие индустрии, оставив в качестве наследия множество знаковых предметов авторства самых ярких представителей своей эпохи.
Ведущие мировые аукционные дома, такие как Sotheby’s и Christie’s, регулярно проводят торги дизайна, и его временной диапазон охватывает самые значимые направления, от движения викторианской эпохи «Искусства и ремесла», ар-нуво и ар-деко до послевоенного и современного дизайна. И хотя для каждого отдельного человека словосочетание «икона дизайна» значит что-то свое, многие эксперты сходятся в едином мнении: большая часть предметов, считающихся сегодня легендарными, были созданы в период прямо перед началом Второй мировой войны и после ее окончания. Так, команда популярного маркетплейса 1stdibs подчеркивает, что появившиеся в эти годы объекты воплощали дух времени: «Множество моделей, выполненных из новых материалов и в непривычных формах, произведенных прежде всего американскими, скандинавскими, итальянскими и бразильскими компаниями, сочетали в себе трезвость военных лет с осторожным оптимизмом последующего периода». Даже будучи запущенными в свое время в массовое производство, некоторые из этих предметов вскоре покинули ассортимент фабрик, другие изначально были задуманы как лимитированные издания, а третьи приобрели дополнительную ценность за счет знакового номера в рамках выпущенного тиража.
Стол PK61 и кресла PK22, дизайн Пола Кьерхольма. Юбилейное переиздание Fritz Hansen
Все это делает их популярными лотами на аукционах как среди профессионалов, так и в глазах design aficionados, а также значительно повышает стоимость.
Среди предметов 1930-60-х годов, которые и сегодня остаются образцами формы, стиля и функции, можно вспомнить Lounge Chair Чарльзом и Рэй Имз. Созданное в 1956 году лаунж-кресло буквально установило новые нормы дизайна. Его главные характеристики — улучшенные комфорт и эргономика по сравнению с привычными моделями, благородные материалы и превосходное исполнение. Модель до сих пор выпускается компанией Vitra в нескольких версиях, причем с сохранением оригинальных методов производства, а ее цена практически доходит до €10 000.
Lounge Chair, дизайн Чарльза и Рэй Имз. Фото: Vitra
Та же Vitra продолжает наследие еще одного знакового дизайнера прошлого века, Жана Пруве. Компания время от времени выпускает переиздания его моделей, часто ограниченным тиражом, что еще больше повышает их ценность. К примеру, лаконичные формы, понятная эргономика и архитектурные принципы сделали его стол EM Table (сегодня он продается в районе €8000) вневременной классикой. А вот стоимость кресла Пьера Жаннере, датируемого 1953-1954 годами, и вовсе достигает €20 000-€50 000 на сайте галереи Carpenters Workshop Gallery.
Кресло по дизайну Пьера Жаннере. Фото: Carpenters Workshop Gallery
И все же особый интерес для коллекционеров представляют не те объекты, которые производятся до сих пор (даже несмотря на их легендарность), а оригинальные версии. Так, в разделе дизайна XX века на сайте аукционного дома Sotheby’s стоимость представленных объектов исчисляется сотнями и тысячами евро, и даже указанные командой незначительные дефекты становятся не препятствием, а скорее доказательством исторической ценности того или иного предмета.
Есть и абсолютные рекорды — например, бар 1965 года по дизайну Франсуа-Ксавье Лаланна для Ива Сен-Лорана, проданный на аукционе за $2 753 000, или редкий обеденный стол 1949 года авторства Карло Моллино стоимостью $6 200 000.
Стол по дизайну Карло Моллино. Фото: Sotheby’s
Что объединяет вневременную мебель и в какие предметы стоит инвестировать
Какие общие черты можно найти у перечисленных выше предметов? Помимо их ключевого качества как свидетелей эпохи, все они отличаются функциональностью, чистой выразительной формой, нередко — инновационным способом применения материалов или производства. Авторы этих объектов в свое время стали первооткрывателями, пионерами, которые познакомили аудиторию с принципиально новым взглядом на функцию и эстетику.
Диван Victoria & Albert, Рон Арад для Moroso
Опыт своих предшественников перенимают и авторы более позднего периода, уже считающиеся звездами мирового дизайна. Среди них Гаэтано Пеше с его эффектным эмоциональным дизайном, балансирующим на границе с артом, экспериментальная практика Рона Арада, рождающая нестандартные силуэты и сочетания материалов, а также братья Кампана с их скульптурными коллекционными объектами, предлагающими новые способы взаимодействия с мебелью.
Кресло Barcelona по дизайну Людвига Мис ван дер Роэ. Фото: Knoll
Среди главных критериев, на которые эксперты советуют обратить внимание при инвестиции в мебель, обозначены качество и редкость предмета, история, которая за ним стоит, и его оригинальность, а также значение имени самого автора в истории дизайна. Кроме того, стоит учитывать, как мебель впишется в будущие интерьеры и будет ли она востребована среди следующих поколений. В частности, немаловажными являются материалы: насколько качественно они обработаны и сохранят ли они свою эстетику с течением времени; а также формы: достаточно ли они универсальны и насколько легко смогут интегрироваться в интерьеры разных стилей. Один из экспертов статьи Forbes отмечает, что одной из стратегий успешной инвестиции может быть покупка сета определенной категории предметов, которые были задуманы дизайнером именно в таком составе.
От теории к практике: факторы, которые играют в пользу стоимости предметов
Проиллюстрировать критерии мебели, обладающей «инвестиционным» потенциалом, нам помогут предметы из коллекции BORK Interior. С культовыми дизайн-объектами прошлого века, причисляемыми к вечной крассике, их объединяют безупречно обработанные благородные материалы, а также ненавязчивая, но при этом роскошная эстетика, которая не зависит от быстро меняющихся трендов. Это неслучайно: дизайнер коллекции Жадер Альмейда отдает дань уважения модернистскому наследию, в которых чистая геометрия, плавные изгибы и нетривиальные сочетания фактур выходят на первый план.
Стулья CULT
кресло WAVE и светильник EGO
К примеру, стул CULT выполнен из массива ореха, естественный рисунок которого подчеркивает вневременной характер предмета. В кресле WAVE этот материал сочетается с натуральной кожей в обивке сиденья, создавая правильный контраст и цельность образа. Микс дерева и латуни лег в основу лаконичного торшера EGO: грамотно расставленные акценты и строгая форма позволяют гармонично интегрировать светильник практически в любой современный интерьер.
Столики MUSE
Концепция объединения объектов в сеты применима к линейке кофейных столиков. Так, модель MUSE в различных исполнениях – со столешницей из массива ореха или мрамора закругленной или мягкой квадратной формы – можно использовать как отдельный интерьерный элемент или сочетать с другими вариациями. Баланс выразительных текстур мрамора и дерева – долговечных материалов, которые не потеряют своей визуальной эффектности спустя десятилетия, – воплотился в массивном журнальном столе TWIST. Классический на первый взгляд силуэт притягивает внимание за счет необычной детали — отверстия в центре столешницы.
На обложке: журнальный стол TWIST и кресло WAVE, BORK Interior.