От идеи до прототипа: функциональные скульптуры Натали Катвал
Художница Натали Катвал презентовала новый проект «Анатомия Меланхолии» — серию объектов, исследующих понятие «меланхолия» в историческом и социальном контексте. В коллекцию вошли двенадцать скульптур, каждая из которых изготовлена в единственном экземпляре из искусственной каменной массы: ее рецептуру автор стремится совершенствовать в каждом проекте. Об истоках коллекции, новом элементе своего творческого высказывания и особенностях материала Натали рассказала в нашей традиционной рубрике «От идеи до прототипа».
Натали Катвалхудожница
Природа меланхолии
Свой новый персональный арт-проект я посвятила поиску истинной природы меланхолии и последовательному погружению в ее изучение. Я смотрю на это понятие с разных точек зрения: как в личностном, так и в более общем историческом контексте. «У кого душа здорова? Кто не ведает меланхолии?» — эти слова писателя и ученого Роберта Бертона стали эпиграфом проекта и вдохновили меня на то, чтобы выразить актуальный взгляд на неизменно интересующее человечество явление. В течение последних двух лет состояние подавленности, печали и потерянности не дает вздохнуть свободно, полной грудью. Я хотела прислушаться к своему внутреннему состоянию, зафиксировать его в физических предметах, чтобы спустя время превратить эти размышления в масштабный выставочный проект. Думаю, он станет рефлексией той боли, через которую мы проходим.
Исследование новых форм
Первым в процессе создания коллекции стал эскиз панно из скульптурного пластилина для последующей отливки в бронзе. Я делаю зарисовки только внутренних конструкций, а финальную форму прорабатываю уже в материале. Кроме того, часто я рисую предметы все вместе — такими, какими я представляю их в выставочном пространстве. Видимо, сказывается мой опыт работы в индустрии моды: я с самого начала рассматриваю каждый объект как часть полноценной коллекции; как пазл в общей концепции.
Для изготовления объектов я выбрала несколько материалов, от металла до фарфора, но ключевым среди них стала моя авторская каменная масса, качества которой я продолжаю постигать. Этот материал остается пластичным короткое время, поэтому нужно действовать быстро и быть очень сильной. В этот момент я буквально вся становлюсь руками — самым важным инструментом. Происходит максимальная концентрация сознания в кончиках пальцев для новой попытки запечатлеть чувства в интуитивной форме и фактуре. Я очень тщательно отрабатывала цвет и фактуру для темной массы, чтобы достичь максимально драматичного эффекта. Каждый объект выполнен в единственном экземпляре и потому получился уникальным.
В коллекции представлены масштабные скульптурные свечи — это новый для меня элемент творческого высказывания. Из-за их высоты (70 сантиметров) и фактурной поверхности отлить изделия было непросто. Добиться нужного результата удалось благодаря технологии отливки фарфора в многокусковую форму. Иногда очень полезно совмещать несколько ремесленных техник.
Пожалуй, самой большой сложностью в процессе работы над объектами стало отсутствие одного материала — костяного фарфора. Именно в нем я задумала реализовать знаковые декоративные панно, которые представляла себе в виде диптиха световых объектов. Из-за санкций поставки фарфора прекратились, а из другого вида материала отлить предметы большого размера со сложной поверхностью было невозможно.
Развитие проекта
Помимо самих изделий, проект «Анатомия Меланхолии» включает в себя одноименный арт-фильм. В нем созданные мной предметы не только выполняют свое функциональное предназначение, но и предстают в метафорической роли воспоминаний. Работа примечательна тем, что дополнена музыкальным сопровождением, написанным композиторами специально для нее. Для меня это важная деталь, которая завершает проект и приравнивает его к абсолютному произведению искусства — Gesamtkunstwerk.
Это коллекционные объекты, поэтому их финальная стоимость зависит от многих факторов, от значимости галереи на арт-рынке до ценности моего собственного личного бренда. С каждым новым проектом, особенно с этим, я стараюсь вносить вклад в развитие направления функциональной скульптуры, то есть работы над единственными в своем роде предметами. Если случится так, что я решу развить серию до полноценного выставочного проекта, хотелось бы расширить ее несколькими световыми и акустическими скульптурами.
Фотографии предоставлены художницей.